Военная историяОружиеБоевая техникаУниформа и знаки различия

 

Самая результативная диверсия

 30 июля 1943 года белорусский электромонтёр взорвал одной миной пять эшелонов

Фёдор Андреевич Крылович

В годы второй мировой войны резко повысилась зависимость войск на фронте от удаленных источников боеприпасов, ГСМ и продовольствия. Основными видами транспорта были железнодорожный, который обеспечивал подвоз всего необходимого от источников снабжения до войсковых баз, и автомобильный, который доставлял в войска все необходимое с баз. Снабжение по воздуху производилось в относительно небольших размерах и только при господстве в воздухе. Как правило, оно сопровождалось большими потерями и было кратковременным.
А вот автомобильный и железнодорожный транспорт более уязвимы для диверсий, чем гужевые обозы эпохи Наполеона. Что очень важно, имелись средства, позволяющие выводить из строя автомобильный и особенно железнодорожный транспорт, не вступая в бой с войсками противника.
Всё это способствовало высокой эффективности действий партизанских отрядов. Одним из таких отрядов был отряд «Храбрецы» НКВД БССР, действовавший тогда в Бобруйском и Осиповичском районах Белоруссии.
В июле 1943 боец этого отряда Фёдор Андреевич Крылович получил задание взорвать эшелон с горючим на станции Осиповичи. Крылович был участником боёв у озера Хасан и конфликта на реке Халхин-Гол, но в 1941 году, демобилизовавшись за год до этого из Красной Армии, он работал в Осиповчах простым электромонтёром. Остался он электромонтёром и после прихода немцев, которые заняли город 30 июня 1941 года. Однако уже в июле 1941 года Фёдор наладил связь с партизанами, а в августе организовал в Осиповичах подпольную комсомольскую группу, которая вошла в состав Осиповичского коммунистического подполья.

Вокзал в Осиповичах
В сентябре 1942 года по заданию ЦК КП(б)Б в распоряжение осиповичских партизан прибыла конная группа А.К. Флегонтова. Она оказала большую помощь Осиповичскому партизанскому отряду оружием, боеприпасами, взрывчаткой.
Чтобы получить доступ к эшелону, прибывавшему на станцию в ночь на 30 июля 1943 года, подпольщик повредил электропроводку входного светофора, а когда его вызвали для ремонта светофора, установил две магнитные мины на цистернах в начале и конце состава. В результате взрыва и возникшего после него пожара сгорели 63 вагона со снарядами, авиабомбами, танками «Тигр» и «Пантера», 23 платформы с бензином, 8 цистерн с автомаслом, 15 вагонов продовольствия, 5 паровозов, угольный склад, станционные сооружения. В течение 10 часов над городом бушевало пламя. Испугавшись разрывов, разбежалась и охрана расположенного вблизи лагеря военнопленных, а заключённые ушли в лес к партизанам. За успешное проведение этой операции Фёдор Крылович был награждён орденом Ленина.
Всего за время оккупации партизаны и подпольщики Осиповичского района пустили под откос 371 вражеский эшелон, разбили и повредили 339 паровозов, 2190 вагонов, 463 платформы, 143 цистерны, уничтожили и вывели из строя 274 автомашины, 17 танков, 10 бронемашин, 119 паровозов и сожгли 2235 тонн горючего. Патриоты разгромили 13 гарнизонов и истребили 15 000 немцев, разрушили 17 километров железнодорожного пути, перебили 5306 рельсов, взорвали 253 моста на шоссейных и грунтовых дорогах, 21 железнодорожный мост, вырезали 68 километров телефонно-телеграфной связи.
Умер Крылович в 1959 году в 43-летнем возрасте. До конца жизни он так и работал электромонтёром на той же станции. Именем Ф. А. Крыловича названа улица в городе Осиповичи, а на здании вокзала установлена мемориальная доска.

 


Как один подпольщик уничтожил 764 немца

Рейд генерала Баданова на станицу Тацинскую
Рейд одинокого танка по занятому врагом Минску
Танковый рейд старшего сержанта Горобца



Оборона Одессы
• Красноармеец Гитлер
311 немцев в одном бою
Освобождение Одессы
Оборона Владимира
Героическая оборона Киева
12 танков из сорокопятки в одном бою
Как один МиГ напугал весь Израиль
Подвиг старых артиллеристов
Контрнаступление под Сталинградом
Прорыв линии Маннергейма
Брусиловский прорыв
Бой за остров Сухо
Недобитый Боинг
Как Фёдор Старцев подбил в двух боях 15 танков
Миномёты против танков
Как Советский Союз за один день остановил войну
Как один танк спас Серпухов
Потери немецких танков
Четверо суток в подбитом танке...

Перебил 50 немцев топором
Война Польши с Чехословакией
Рейд генерала Баданова
Как Суворов взял Чёртов мост
Подавление венгерского мятежа 1956 года
Одним снарядом обездвижил 20 эшелонов
Рейд одинокого танка по занятому врагом Минску
Один против 15 танков
Монгольские знаки различия
Как Т-60 передавил немецкую роту
Первый Сталинский удар
Гибель линкора «Императрица Мария»
Как из ПРТ сбивали самолёты
Бой у села Первый Воин
Бросок на Приштину
Китайско-вьетнамская война
Подвиг телефонистки
Рокоссовский
Конев
Как ленинградский химик погубил немецкий воздушный флот
Малый Сталинград на Ловати
Оборона Рязани
Как наши кавалеристы порубили три румынских полка
Окончательное освобождение Харькова
Как Т-70 уничтожил два танка
Как Чапаев бил фашистов
Крейсер «Варяг»
Наш налёт на Тайвань
Как Михаил Девятаев сбежал из плена, угнав немецкий самолёт
Побег Владимира Муратова
Колобанов
Как поэт-артиллерист спас танковую армию
Как лейтенант Вербовой сбил Юнкерс из танковой пушки

Малая Земля


Рейтинг@Mail.ru