Подать объявление
 


универсальный портал обо всём

Рейтинг@Mail.ru

 

 

Армяне

Армянин на персидском рельефе

Об образовании Армянского народа ходят не только легенды, но и многочисленные научные теории. Но случай с Армянами это как раз тот случай, когда легенда всё объясняет, а научная теория всё только запутывает.
По легенде  предки современных армян пришли на берега озера Ван в XXII веке до нашей эры.

Вёл землепроходцев вождь по имени Хайк (по-армянски – Հայկ). Благодаря наличию боевых колесниц, эти первоармяне легко завоевали землю и города хаттов – народа, говорившего на языке, очень близком к языку современных черкесов – и объединили хаттские горда-государства в единое царство. Это не понравилось урукско-шуммерско-аккадскому царю Утухенгалу. Избегая открытой борьбы, Утухенгал сначала отправил к Хайку одного из своих сыновей с предложением переселиться в любое другое место, но предложение было отвергнуто, и царь пошёл на Хайка войной. 11 августа 2107 года до нашей эры в месте, позднее названном Айоц-дзор (ныне – турецкий город Гюрпынар, 38°19′37″ с. ш. 43°24′48″ в. д.) состоялось сражение, в котором объединенные силы пришельцев и автохтонов одержали победу. С тех пор 11 августа считается у армян началом национального календаря и этот день до сих пор является у армян днём всенародного праздника Навасарда.

Список армянских царей из династии Хайкидов

Имя на русском

Имя на армянском

Годы правления

Хайк Нахапет

Հայկ Նահապետ

2107—2027 до н. э.

Араманяк

Արամանյակ

2027—1981 до н. э.

Арамаис

Արամայիս

1981—1941 до н. э.

Амасия

Ամասիա

1941—1909 до н. э.

Гегам

Գեղամ

1909—1859 до н. э.

Арма

Հարմա

1859—1826 до н. э.

Арам I Великий

Արամ Ա Մեծ

1828—1770 до н. э.

Ара Прекрасный

Արա Ա Գեղեցիկ

1770—1744 до н. э.

Ара ІІ

Արա Բ Արայան

1744—1726 до н. э.

Анушаван

Անուշավան

1726—1663 до н. э.

Парет

Պարետ

1663—1613 до н. э.

Арбак

Արբակ

1613—1569 до н. э.

Заван

Զավան

1613—1532 до н. э.

Парнак І

Փառնակ Ա

1532—1478 до н. э.

Сур

Սուր

1478—1433 до н. э.

Хаванак

Հավանակ

1433—1402 до н. э.

Ваштак

Վաշտակ

1402—1380 до н. э.

Айкак I (Хайк II)

Հայկակ Ա (Հայկ Բ)

1380—1362 до н. э.

Ампак I

Ամպակ I

1362—1348 до н. э.

Арнак

Առնակ

1348—1331 до н. э.

Шаварш I

Շավարշ Ա

1331—1325 до н. э.

Норайр I

Նորայր Ա

1325—1301 до н. э.

Встам

Վստամ

1301—1287 до н. э.

Кар

Կար

1287—1283 до н. э.

Горак

Գոռակ

1283—1263 до н. э.

Хрант I

Հրանտ Ա

1263—1240 до н. э.

Эндзак

Ընձակ

1240—1225 до н. э.

Гегак

Գեղակ

1225—1195 до н. э.

Орой

Հորո

1195—1192 до н. э.

Зармайр

Զարմայր

1192—1180 до н. э.

Шаварш II

Շավարշ Բ

1178—1135 до н. э.

*Перч I

Պերճ Ա

1135—1100 до н. э.

Арбун

Արբուն

1100—1073 до н. э.

Перч II

Պերճ Բ

1073—1033 до н. э.

Базук

Բազուկ

1033—983 до н. э.

Хой

Հոյ

983—939 до н. э.

Усак

Հուսակ

938—908 до н. э.

Ампак II

Ամպակ Բ

908—881 до н. э.

Кайпак

Կայպակ

881—856 до н. э.

Парнаваз I

Փառնավազ Ա

856—803 до н. э.

Парнак II

Փարնակ Բ

803—765 до н. э.

Скайорди

Սկայորդի

765—749 до н. э.

Паруйр

Պարույր

749—709 до н. э.

Грачия

Հրաչյա

701—679 до н. э.

Парнаваз II

Փառնավազ Բ

679—666 до н. э.

Пачуйч

Պաճույճ

666—631 до н. э.

Корнак

Կոռնակ

631—623 до н. э.

Павос

Փավոս

623—603 до н. э.

Айкак II (Хайк III)

Մյուս Հայկակ Բ (Հայկ Գ)

606—570 до н. э.

Ерванд I Краткожитель

Երվանդ Ա Սակավակյաց

570—566 до н. э.

Тигран I Великий

Տիգրան Ա Մեծ

566—521 до н. э.

Ваагн

Վահագն

521—494 до н. э.

Араван

Արավան

494—476 до н. э.

Нерсех

Ներսեհ

476—441 до н. э.

Зарех

Զարեհ

441—395 до н. э.

Армог

Արմոգ

395—386 до н. э.

Багам

Բագամ

386—372 до н. э.

Ван

Վան

372—352 до н. э.

Ваан1

Վահան

352—325 до н. э.

Созданное Хайком государство Хайаса охватывало Киликию, Армянскую Месопотамию, Малую Армению, Великую Армению и север Кавказа. До этого была Аратта. Потомок Айка Арам Великий завоевал всю Месопотамию. Его сын Ара Прекрасный потерял земли. Царь Анушаван снова превратил Армению в империю.

В 1710 году до нашей эры будущие армяне совершили поход в Египет и, разбив там войска фараона, на 130 лет установили свою династию, известную в истории как Гиксосская. Совершенно очевидно, что  название гиксосов это передача этнонима хайяса.

Считается, что XIII веку до н. э. Хайаса распалась, и её территория была захвачена хурритами, но приведённая в таблице справа родословная армянских царей показывает, что армянская государственность непрерывно существовала до 325 года до н.э., пока Александр Македонский не присоединил Армению к своему государству. Результатом этого стало то, что после падения Персидской державы, частью которой Армения была лишь формально, правители южных областей Армении признали власть Александра. Но и эта власть была чисто формальной, а фактически армянские земли оказались независимыми.

Подтверждение этой легенде даёт и генетика. Дело в том, что вторая по численности гаплогруппа, распространённая среди армян, это R1b. Её носители составляют среди армянских мужчин 30%. В соответствии с открытиями популяционной генетики, ядро армянского народа ведёт своё происхождение из Ямной археологической культуры. Ямная культура возникла на Русской равнине 5600 лет назад. На западе она достигала Дуная, а на востоке доходила до Оренбурга. Её мужские представители имели гаплогрупу R1a, из которой пока ещё не выделилась гаплогруппа R1b. Правда, если верить Клёсову и супругам Балановским, эти две гаплогруппы разделились гораздо раньше, но ошибка обоих ненавидящих друг друга популяционных генетиков состоит в том, что и тот, и другие, считая поколения, прошедшие с момента разделения, принимают период смены поколений за 25 лет. Однако в те времена женились гораздо раньше, и, соответственно, оборот поколений происходил быстрее. Таким образом, гаплогруппа R1b появилась не 13500, а 8100-8600 лет назад. Косвенно это подтверждает и археология: первый найденный нами носитель этой гаплогруппы жил 7500 лет назад в Поволжье на реке Сок. Почему же косвенно? Да потому что никто не гарантирует, что в будущем где-нибудь не будут найдены более ранние останки носителей этой гаплогруппы. Тем не менее, пока схема складывается следующим образом: в шестом тысячелетии до нашей эры в рамках нашей единой культурной и языковой общности возник отдельный субэтнос, имевший общего предка, который отличался от своего отца однонуклеотидным полиморфизмом M343. Со временем, племена, говорившие ещё на нашем языке, но объединённые общим происхождением от того самого предка с однонуклеотидным полиморфизмом M343, стали локализоваться в южной части ареала ямной культуры. Увеличиваясь количественно, они начали экспансию. Одна часть пошла на восток и на юг. То племя, что осталось на Южном Урале, попало впоследствии в чужеязычную среду и, несколько рас сменив язык и даже поменяв вследствие межетнических контактов первоначальный антропологический облик, превратилось в современных башкир. Однако основная масса продолжила свой путь. Пройдя через нынешний Западный Казахстан и Туркмению, они обогнули Каспийское море и летом 2107 года до нашей эры попали в Закавказье и Малую Азию.
Армянский язык относятся к индоевропейской семье языков. Новейшие исследователи предполагают, что в древности он вместе с хетттским, фракийским и фригийским языками входил в южную группу индоевропейских языков. Однако это не подтверждается тем обстоятельством,

что все эти языки, рано отколовшися от нашего некогда общего языка, относились к группе кентум, а в то время как армянский, как и нынешний русский, относиться к группе сатем. Что она означает? Дело в том, что в процессе развития нашего общего языка произошла так называемая сатемизация. По-серьёзнонаучному сатемизацией называется процесс перехода палатовелярных звуков в аффрикаты, а на нормальном человеческом языке это говорится так: начальное «к» некоторых слов сменилось на «с». В качестве примера этого явления традиционно приводится различие латинского слова «кентум» и авестийского слава «сатэм». И то, и другое слово обозначают «сто», но в латинском варианте на первом месте стоит «к», а в авестийском – «с». Такое различие существует не только между латынью и авестийским, но и между, например, бретонским и курдским, в первом из которых сто звучит как кант, а во втором как сед. Этот различие касается не только слова «сто». Просто в качестве индикатора именно оно оказалось удобным, так как имеется почти во всех индоевропейских языках. Правда, почти это всё-таки почти, и например, в армянском сто это не кант и не сант, а հարյուր [хариўр]. Поэтому в случае с армянским нам на помощь приходит сердце, которое по-армянски звучит как սիրտ сирт. В нашем древнем языке сердце первоначально называлось кайрдес. От него, прежде чем «к» превратилось в «с», произошло греческое καρδία (kardía), кельтское kridyom и древнегерманское heorte, в котором k превратилось в h по закону Гримма. Однако где-то в середине II тысячелетия до нашей эры в нашем языке произошла та самая сатемизация и кайрдес превратилось в сайдрес. Поэтому те языки, которые отпочковывались от нашего позднее этого временнóго рубежа, имели в этой группе слов уже не «к», а «с». Однако в хеттском языке сердце звучало как ker, что подтверждает древность его происхождения. Так что армянский зык произошёл не от хеттского, хотя сами армяне, точнее, примерно треть современных армян являются потомками хеттов. Таким образом, получается, что современные армяне говорят уже не на том языке, на котором говорил Хайк и его соплеменники, и этот язык был принесён в Армению ещё кем-то значительно позднее.
Этими кем-то ещё были мушки. Мушки это отнюдь не насекомые и даже не приспособления для ведения прицельной стрельбы, а народ, вторгшийся на рубеже бронзового и железного веков на территорию нынешней азиатской Турции. Впервые мушки упоминаются на восьмигранной призме, найденной в Калах-Шергате и ныне хранщейся в Британском музее. Призма содержат записи о деяниях ассирийского царя Тиглатпаласара I, правившего в 1115—1077 годах до нашей эры.

Надпись на призме гласит: «В начале моего царствования 20000 мушков и пять их царей, которые на протяжении 50 лет удерживали страны Алзи и Perukhuz без уплаты дани и жертвоприношений Ашшуру, моему господину, и с кем ни один царь Ассирии не отваживался встретиться в битве, опасаясь их силы, пришли и захватили страну Комуха».

 

Вместе с тем Армянский язык имеет черты сходства с кавказскими языками. Они прослеживаются в словарном составе, фонетике и грамматическом строе, которые, правда, легко объясняются заимствованиями.
Древнеармянский язык сохранился вплоть до XIX в. в качестве литературного языка. Однако вследствие эволюции живой речи и взаимодействия с другими языками (персидским, греческим, арабским, грузинским, тюркскими) древнеармянский язык постепенно становился только языком письменности, получив название «грабар» («письменный язык»). Простой народ перестал понимать ого, и он сделался достоянием лишь узкого круга образованных людей и церкви.
В языке Армянского народа был обнаружен и вкратце описан 31 диалект. Некоторые из них имеют столь глубокие звуковые расхождения с национальным языком, что непонятны Армянам, не говорящим на этом диалекте. Таковы мсгрипский, карадагский, карчеванскии, агулисский, зейтунскнй, малатийский, сасупский и многие другие диалекты. Городское население современной Армении говорит на литературном Армянском языке, а Армяне диаспоры пользуются Западно-Армянским диалектом.

Армянка в традиционной одежде


Основу мужской и женской традиционной одежды Армян составляют рубашка с низким воротом и широкие шаровары, присборенные и закреплённые у щиколоток у женщин и оборачиваемые широкой обмоткой у мужчин. Поверх рубашки носили архалух (тип длинного сюртука); в Западной Армении вместо архалуха мужчины носили более короткие и открытые жилеты и куртки. У горожан, ремесленников, богатых крестьян пояса набирались из массивных серебряных блях. Поверх надевались различные виды верхней одежды типа чухи (черкески), подпоясывались либо поясом, либо (чаще у женщин) длинным шарфом. Женщины носили расшитый передник. Головными уборами у мужчин служили меховые шапки в Восточной, войлочные и тканые – в Западной Армении, у женщин – накидки, дополняемые ободком с различными украшениями, обувь – поршни из сыромятной кожи, туфли на невысоком каблуке с загнутым носком или сапожки из мягкой кожи. С конца 19 века эти формы одежды постепенно вытеснялись одеждой европейского покроя.
Из всех компонентов традиционной культуры Армян наиболее полно сохраняется пища. В основе традиционной пищи – зерновые продукты. Из пшеничной (в прошлом и ячменной) муки в тонирах выпекают тонкий хлеб – лаваш, делают сдобные печенья и другие мучные блюда, в том числе лапшу – аршта. Из круп варят каши, делают плов, заправляют ими супы. Распространены молочные продукты: сыры, масло, кислое молоко – мацун и пахта – тан, употребляющийся и как прохладительный напиток, и как основа для приготовления супов. Мясо малоимущие ели редко: в обрядовых блюдах использовалось варёное мясо, по праздникам – жареное. Многообразен набор смешанных овощных, крупяных и мясных блюд: ариса – каша с разваренным до волокон мясом, кюфта – мясо-крупяные тефтели в супе, толма – овощные голубцы с мясом и крупой и т.д. Очень широк набор консервантов, приготовляемых из винограда и фруктов. Характерно широкое использование пряных трав в свежем и сушёном виде.
Традиционная семья большая, патриархальная, с чёткой половозрастной регламентацией прав и обязанностей её членов. Традиции родственной и соседской взаимопомощи в 19 веке стали разрушаться в результате развития капиталистических отношений, особенно в Восточной Армении, входившей в Российскую империю.

Армянки в армянской армии


Первое упоминание названия Армении, выступавшей тогда её синонимом Урарту, встречается в Бехистунской надписи, относимой к 520 г. до н. э. После разгрома Персидской империи войсками Александра Македонского Армения попала в зависимость от Селевкидов и управлялась особыми наместниками, из которых. двое, Артаксиас и Зариадр, в 190 до н.э., объявили себя независимыми и образовали два государства: Великую и Малую Армении. Правитель первой из них Тигран Великий объединил обе в 70 году до н.э. При Тигране II Великая Армения превратилась в крупное государство, простиравшееся от Палестины до Каспийского моря,, но вскоре Армянскокое Царство попало в полувассальную зависимость сначала от Рима, а потом и от Византии, которая в итоге поделила её территорию с персами.
Постоянные сношения все с новыми народами развили в Армянах любовь к торговле, и вскоре они поняли, какой огромной силой является капитал в повседневной жизни не только человека, но и целых государств.
В 301 году нашей эры Армения стала первой в мире христианской страной, но не приняв участия в IV Вселенском соборе, Армяне сохранили, то есть отвержение в Иисусе Христе Богочеловека.

File:Ejmiadzin Cathedral2.jpg

Эчмиадзинский кафедральный собор, строившийся и перестраивавшийся с 4 по 18-й века


В 405 году Армянским ученым и просветителем Месропом Маштоцем создается Армянский алфавит, используемый Армянами и до сих пор. До Машатоца Армяне, как в прочих эллинистических государствах Передней Азии в государственной и культурной жизни пользовались сирийским и греческим письменами.
В середине VII века Армянские земли были захвачены арабами, но в 860-е годы княжеский род Багратидов объединил большую часть Армянских земель и сверг власть Арабского халифата. В885 году арабы и византийцы признали независимость Армянского царства Багратидов которое являлось самым большим и мощным феодальным государством древней Армении. В 908 году образовалось Васпураканское царство, в 963 году — Карсское царство, в978 году — Ташир-Дзорагетское царство, и в 987 — Сюникское царство. Все эти Армянские государства находились ввассальных отношениях с родом Багратидов. В 1064 году бо́льшая часть Армянских земель, за исключением Сюника и Ташир-Дзорагетского царства, была завоёвана турками-сельджуками.
В конце XII века, во времена правления грузинской царицы Тамары, Армянские земли вошли в состав усилившегося Грузинского царства. В первой половине XIII века Армяне подверглись нашествию монголов, а позднее и войск Тамерлана.
В результате многовековых иноземных нашествий Армянские земли оказались заселены тюркскими кочевыми племенами. В середине XVI века Оттоманская империя и Персия после 40-летней войны договорились о разделе сфер влияния. Восточные Армянские земли отошли к персам, а западные – к туркам.

Армянские священнослужители


Под владычеством турок, довольно индифферентных во всех отношениях к покоренным ими народам, Армяне спокойно отправляли свой религиозный культ и, объединившись вокруг католикоса – главы Армянской церкви – смогли сохранить язык, письменность и культуру. Но иногда турецкий индифферентизм исчезал сам собой, и покорители обращались к карманам покорённых.
Больнее всего это, конечно, приходилось Армянам, ставившим главной целью в жизни капитал. Сопротивление будило боевые инстинкты турок, и поэтому нередко начинались Армянские погромы.
В 17-м столетии у турок появился смертельный враг — Россия. Армяне это заприметили и, когда увидели, что этот враг мало-помалу наносит тяжелые удары Турции и постепенно движется на юг, то несмотря на то, что Россия была еще далека от Армении, воспользовались этим и стали просить защиты у русских. Уже Потемкин стал их ярым защитником.
Для того, чтобы еще более вызвать сочувствие, Армяне прибегли к обману со своей религией и выставили себя такими же православными. Когда Император Павел принял на себя звание Гроссмейстера Мальтийского ордена и вместе с тем звание защитника христиан всего мира, Армяне отправили к нему депутацию с просьбой о принятий под свою защиту. В 1799 году Павлу I даже был представлен чин литургии, составленный специально для этого епископом Иосифом Аргутинским. В этой литургии говорилось, что положено молиться и за Православного Императора Всероссийского и Августейший Дом. С тех пор в России Армян стали считать «православными-братушками». Обман раскрылся лишь в 1891 году, когда Восточная Армения уже находилась в составе России.

Ещё в 1779 году Армяне появились на Дону. Переселением армян на Дон из Крыма командовал прославленный полководец Суворов. Ими был основан нахичевань-на-Дону, который в 1928 году слился с Ростовом. Вот почему Армян так много в Ростове-на-Дону.
В результате русско-персидской войны (1826—1828) Россия завладела Эриванским и Нахичеванским ханствами и Ордубадским округом. К XIX веку на этих территориях, в результате многовековой эмиграции и изгнания Армянского населения], Армяне составляли лишь 20 % населения. Русские власти организовали массовое переселение в Закавказье Армян из Персии и Турции, что привело к значительным изменениям демографии региона, учитывая также наличие массовой эмиграции в Турцию мусульманского населения из областей, присоединённых к России.

Армяне переселяются в Россию.

Согласно камеральному описанию Армянской области генерала Мерлини за 1830 год, в Нахичеванской провинции (сюда не входили Шарур и Ордубад) проживало 30.507 человек, из которых 17.138 человек являлись мусульманами, 2.690 человек — коренными Армянами, 10.625 человек — Армянами, переселёнными из Персии и 27 человек — Армянами, переселёнными из Турции. В 1830 ещё примерно 45 тысяч Армян Эрзурумского и Баязетского пашалыков иммигрировали на земли бывшего Эриванского ханства и поселились к юго-востоку от озера Севан. К 1832 численность Армянского населения Эриванской губернии достигла 50 %. Этнический состав региона подвергся большим изменениям также и во второй половине XIX века. В результате войны 1877—1878 годов Российская империя одержала победу над Турцией и захватила часть южной Грузии, которая впоследствии составила Батумскую область. За два года (1890—1891) из области были выселены более 31 тыс. мусульман, место которых заняли Армянские и частично грузинские переселенцы из восточных районов Османской империи. Переселение Армян из этих районов в Батумскую область продолжалось вплоть до начала XX века.

Армянские беженцы

В Турции отношения между Армянами и мусульманами обострились во 2-й половине 19 в. Неоднократно турки вырезали Армянское население целых областей (Сасунская резня 1896, Аданская резня 1909), а во время первой мировой войны турки решили истребить Армян поголовно. По личному приказанию Николая II русские войска предприняли ряд мер для спасения Армян, в результате которых из 1 миллиона 651 тысячи душ Армянского населения Турции было спасено 375 тысяч, то есть 23%.
В 1918 году Армяне обрели независимость, но остались один на один с турками и азербайджанцами, которые и не думали отказываться от планов поголовного уничтожения всех Армян. 24 сентября 1920 года началась Армяно-турецкая война. Турецкие войска под командованием Кязыма Карабекира взяли сначала Сарыкамыш, потом Ардаган, а 30 октября пал Карс . На запрос о намерениях Антанты, сделанный в Тифлисе Армянским представителем Александром Хатисовым, представитель Англии Стокс заявил, что Армении не остается ничего кроме как выбрать из двух зол меньшее: мир с Советской Россией. 29 ноября 1920 года группа Армянских большевиков при помощи советской 11-й армии и войск советского Азербайджана вошла в город Иджеван и провозгласила создание Революционного комитета, восстание против Армянского правительства и установление советской власти в Армении. Воевать с русскими турки не стали, тем более, что их главу Мустафу Кемаля большевики поддерживали деньгами и оружием. Армения вошла в Закавказскую Федерацию, а в её составе в 1922 году вступила в СССР.
В 1991 году с развалом СССР Армения стала независимой. Уже несколько лет к тому времени она вела войну с Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха, которая завершилась в итоге Армянской победой.


106-летняя армянка в период карабахской войны

Русские
Украинцы
Татары
Казахи
Башкиры
Удмурты
Узбеки
Казахи
Киргизы
Башкиры
Чуваши
Чеченцы
Армяне
Осетины
Аварцы
Осетины
Чукчи
Цыгане
Бесермяне
Арийский язык

Все города России
Великий Новгород
Почему у азиатов узкие глаза
Все страны мира и численность их населения
Людские потери стран во второй мировой
Все города России и численность их населения
Самый маленький город России
Столицы стран мира
Средняя продолжительность жизни в странах мира
Рейтинг стран мира по площади их территорий
Монархии мира
Потери немецкой авиации
Россия и педерасты
Лидеры всех стран и их портреты
Одним выстрелом трёх немцев
Тайна генотипа Рюриковичей
Евреи в Вермахте
Евреи-полицаи
Мигранты из Средней Азии – угроза нашим детям
Американцы о русских
Теракт на Дубровке
Взрыв на Каширском шоссе
Американцы о русской армии

Гусарский роман

Творцы прошлого

Тип-59

Тип-99

Т-90А

М1 Абрамс
Меркава Mk.4
Challenger 2
Леклерк
Тип-96
Leopard 2
БМП-3

БМП-1

БМП-2
АМО-Ф-15
Я-3
ЯГ-10
Поуторка
ЗиС-5
ГАЗ-51
ЗиС-150
ЯАЗ/МАЗ-200
ЗиЛ-157
УралЗИС-355М
ГАЗ-66
ЗИЛ-130
ЯАЗ/КрАЗ-214
ЗиЛ-131
Урал-375
КамАЗ