Военная историяОружиеБоевая техника Униформа и знаки различия

<

Рейтинг@Mail.ru
< Рейтинг@Mail.ru <

АТ-Т

АТ-Т

Тяжелый артиллерийский тягач

АТ-Т – быстроходный тяжелый гусеничный тягач, предназначенный для буксировки прицепов (артиллерийских систем) массой до 25 000 кг, транспортировки груза в кузове и вытаскивания застрявших машин, широко применялся для освоения труднодоступных районов СССР и Антарктиды. Тягач АТ-Т и сегодня продолжает нести службу в частях Российской армии, помогает жить и работать геологам, газовикам и нефтяникам Сибири и Крайнего Севера.
 четырехместная двухдверная кабина капотного типа была позаимствована от грузового автомобиля ЗИС-150, но отличается от кабины-прототипа центральной вставкой, обеспечивающей повышенную вместимость. Кабина оснащалась системой отопления и вентиляции, стеклоочистителями, солнцезащитными козырьками, резиновым ковриком и другим имуществом. Для нее характерен высокий уровень вибраций и шума, поэтому в экипировку механика-водителя входит танковый шлемофон.


Грузовая металлическая сварная платформа снабжалась тентом, имела ровный пол с лючками в для доступа к лебедке, откидным задним бортом и рядами сидений (вдоль или поперек бортов), на которых можно разместить 16…18 чел. Грузоподъемность платформы составляла 5000 кг, внутренние размеры – 3576х2950х3600 мм, площадь пола – 10,5 м2.
В передней части тягача под кабиной продольно маховиком вперед был установлен 12-цилиндровый дизель В-401 жидкостного охлаждения мощностью 305 кВт (415 л.с.) при 1600 мин–1, позволяющий идти по шоссе с полной нагрузкой с максимальной скоростью 35,5 км/ч. Двигатель отличался неплохой надежностью и экономичностью для послевоенного времени и работал на недорогом и недефицитном, менее опасном в пожарном отношении, чем автомобильный бензин, дизельном топливе, средний удельный расход которого составлял 230 г/кВт·ч (170 г/л.с.·ч). Запуск двигателя дублированный – с помощью электрического стартера мощностью 11 кВт (15 л.с.) или сжатым воздухом (резервной системой). Для облегчения пуска зимой установлен котел подогрева форсуночного типа. Сухая масса двигателя сравнительно небольшая – 895 кг.


Это была модификация хорошо зарекомендовавшего себя танкового дизеля В-2, которым оснащали в предвоенное и военное время средние и тяжелые танки
Т-34, КВ и ИС. Для танковых двигателей этого периода характерен ограниченный ресурс – 250 машино-часов до капитального ремонта, поскольку поршневая группа подвержена высокому абразивному износу в условиях высокой запыленности. При низких уровнях запыленности ресурс увеличивается в несколько раз. Причина большого расхода масла на угар кроется в недостаточном совершенстве и конструкции поршневой группы, и материалов и технологий, по которым изготавливали ее детали.

Продольный разрез тягача АТ-Т: 1 — рама; 2 — кабина; 3 — кузов; 4 — опорный каток; 5 — двигатель; 6 — трансмиссия. 7 — лебедка; 8 — тягово-сцепной прибор; 9 — радиатор. 10 — вентилятор


Механическая трансмиссия тягача состоит из многодискового главного фрикциона сухого трения (сталь по стали), пятиступенчатой коробки передач с синхронизаторами на 3-й, 4-й и 5-й передачах и отбором мощности к лебедке, двух двухступенчатых планетарных механизмов поворота и двух одноступенчатых бортовых передач. Применение двухступенчатых планетарных механизмов поворота значительно облегчало управление машиной при маневрировании и обеспечивало минимальный радиус поворота на месте, равный ширине колеи машины – 2,64 м.
Пятикатковый гусеничный движитель тягача по каждому борту состоит из мелкозвенчатой гусеничной цепи цевочного зацепления с открытым шарниром, пяти сдвоенных опорных катков большого диаметра 830 мм с наружной амортизацией в виде резиновых бандажей, направляющего колеса заднего расположения с кривошипным механизмом натяжения гусениц и ведущего колеса переднего расположения со съемными зубчатыми венцами. Гусеничная цепь состоит из 93 траков с направляющими гребнями шириной 500 мм, с развитыми грунтозацепами, что позволяет крепить к ним дополнительные грунтозацепы (шпоры) для передвижения по глубокому снегу, грязи и песку. Траки из стали ЛГ-13 хорошо сопротивлялись истиранию. Пальцы, соединяющие траки, фиксируются головкой и расклепкой на концах. Ресурс гусеничной цепи также небольшой – примерно 6 тыс. км.
Подвеска независимая торсионная, с поперечным расположением торсионных валов над днищем корпуса тягача. Амортизаторы на передних и задних узлах не устанавливали. Подвеска обеспечивает тягачу возможность движения по грунтовым дорогам и шоссе с неплохой скоростью – 18 и 30 км/ч соответственно.
Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме с напряжением бортовой сети 24 В и с отрицательными выводами зажимов источников и потребителей энергии на корпус. В качестве источников питания применены генератор постоянного тока Г-53 мощностью 1,5 кВт (2,03 л.с.) и четыре стартерных 12-вольтовых АКБ-6 СТЭН-140М, соединенных последовательно-параллельно.
Проходимость тягача на местности достаточно хорошая для его типа. Он может преодолевать с полной нагрузкой на сухом твердом грунте подъем крутизной 30° (с прицепом – 25°), ров (канаву) шириной 1,9 м, препятствие высотой до 0,85 м, брод с твердым дном глубиной до 1 м и двигаться по косогору с креном 25°. Среднее удельное давление на грунт невелико – не более 0,065 МПа (0,65 кгс/см2). Клиренс – 425 мм, что позволяет тягачу двигаться за танковой колонной по разбитой грунтовой дороге с глубокой колеей, не садясь днищем на грунт. По этому показателю тягач даже превосходит танк Т-34, отличавшийся хорошей профильной проходимостью, клиренс которого составлял 400 мм. Запас хода по топливу большой – 752 км.
Массогабаритные показатели тягача были сравнительно скромные: 25 000 кг полная масса и 6990х3140х2845 мм (по кабине). Они позволяют двигаться по деревянным мостам в сельской местности, легко вписываться в складки местности (маскироваться) и в габарит подвижного состава железных дорог 02-ВМ (ГОСТ 9238–83), что не создает трудностей для воинских перевозок.


1 — сиденье водителя; 2 — рычаг управления лебедкой, съемный; 3,4 — рычаги поворота; 5 — зеркало; 6,7 — указатели давления воздуха в магистралях; 8 — манометр давления воздуха в баллонах запуска двигателя; 9 — козырек со светофильтром; 10 — спидометр; 11 — указатель давления масла; 12 — стеклоочистители; 13 — тахометр; 14 — указатель температуры масла; 15 — стеклообогреватели; 16 — счетчик моточасов; 17 — указатель температуры охлаждающей жидкости; 18 — плафон освещения; 19 — кнопка сигнала; 20,22 — лампы положения троса лебедки, сигнальные; 21—выключатель фар; 23 — ящик для мелких вещей; 24 — аптечка; 25 — баллон воздушного запуска двигателя; 26 — крышка лючка; 27 — ящик ЗИП; 28 — крышка предохранителей; 29 — рычаг крышки вентиляционного люка кабины; 30 — вольтамперметр; 31—кнопка включения стартера; 32 — рычаг переключения передач; 33 — педаль «газа»; 34 — рукоятка подачи топлива; 35 — рукоятка топливоподкачивающего насоса; 36 — рукоятка топливораспределительного крана; 37 – кран воздушного запуска, редукционный; 38 — педаль тормоза; 39 — рукоятка управления жалюзи; 40 — педаль управления главным фрикционом.


Тягач оснащен лебедкой с тяговым усилием на крюке 250 кН (25 тс) и рабочей длиной троса 100 мм (диаметр троса – 28 мм), предназначенной для самовытаскивания и вытаскивания застрявших или затонувших машин меньшей и равной с тягачом массы. Шестеренчатый редуктор лебедки приводит в действие барабан с тросом, тросоукладчик, тяговые ролики, разгружавшие ее трос, уложенный на барабане, от усилия вытаскивания машины, защищающий от перегрузок механизм и тормоз, удерживающий вытаскиваемую машину на месте при внезапной остановке лебедки. Лебедка расположена под настилом пола платформы и приводится от трансмиссии тягача. Длина троса позволяет использовать тягач для наведения пролетов разборных мостов на опоры.

Траншеекопатель на базе АТ-Т
Тягач неоднократно модифицировали, расширяя его технические возможности и области применения в Вооруженных Силах и в народном хозяйстве. На его базе спроектированы и изготовлены тяжелые гусеничные тягачи ТГ и ТГ-2, входившие в состав эвакуационного взвода, народно-хозяйственный тягач «Пингвин» с кузовом типа фургон, успешно применявшийся советскими учеными в Антарктиде. Мощный тягач высокой проходимости с большой полезной площадью за кабиной стал базой для целого семейства оригинальных инженерных машин – путепрокладчика, быстроходной траншейной и котлованной машин.

Тягач АТ-Т выпускали до 1979 года, пока его не сменил более мощный многотопливный тягач МТ-Т.

Как Советский Союз за один день остановил войну
Иностранные головорезы на Украине
Внук убитого берсальера прибыл на Украину мстить русским за деда
 

Как потомок Ильи Муромца сжёг два Тигра бутылками
13 июля 1944 года гвардии сержант Владимир Гущин, являвшийся потомком Ильи Муромца в 28-м поколении, сжёг два немецких танка. Pz.VI бутылками с зажигательной смесью.

 

Как ещё один потомок Ильи Муромца перебил оглоблей 37 немцев

18 сентября 1943 года лейтенант Константин Гущин перебил оглоблей целый взвод немцев.

 

311 немцев в одном бою
311 немцев в одном бою. 12 октября 1943 года пулемётчик Вячеслав Чемодуров уничтожил в бою под Пропойском 311 военнослужащих Вермахта.

 

Как снайпер Илья Каплунов подбил 9 танков противника
20 декабря 1942 года в бою к хутора Нижне-Кумский Илья Каплунов подбил 9 танков противника. Последние танки он уничтожал с оторванной рукой и оторванной ногой.

 

Подвиг лейтенанта Гудзя
Как батальон в составе одного танка остановил немецкое наступление на Москву.

Дом Павлова
Как 31 человек 49 дней обороняли здание, выдерживая натиск целого полка.

Брехня украинских СМИ
Украинские СМИ обвинили ополченцев в обстреле Луганска из Градов...

Подвиг экипажа Коновалова
13 июля 1942 года наши танкисты, уничтожили на неисправном КВ, 16 танков противника, а оставшись без танка, вернулись к своим на трофейном панцере.

Как сержант Панфилёнок подбил из сорокопятки 17 немецких танков
25 июня 1941 года батарея наших сорокопяток подбила 42 танка противника. 23 из этих танков были подбиты из одного орудия, а 17 из них – одним человеком.

Фау-1
13 июня 1944 года по Лондону был выпущен первый самолёт-снаряд.

Потери немецких танков во время войны
Сколько танков теряли немцев каждый месяц.

Русская оккупация всей Украины была бы в интересах Европы
Только так она может обеспечить бесперебойное поступление русского газа.

Бросок на Приштину
12 июня 1999 года русские десантники заняли аэропорт «Слатина».

Как наша разведгруппа из 25 человек разгромила 5-тысячный немецкий гарнизон
В составе разведгруппы были бывшие немецкие солдаты.

Четверо суток в подбитом танке
отражал атаки противника отрезанный от основных сил экипаж.

Контрнаступление советских войск под Москвой
5 декабря 1941 года началось контрнаступление советских войск под Москвой.

Как Михаил Девятаев сбежал из плена, угнав немецкий самолёт
8 февраля 1945 года группа советских военнопленных совершила побег из немецкого концлагеря на захваченном ими немецком бомбардировщике.

Брусиловский прорыв
4 июня (по новому стилю) 1916 года началось знаменитое наступление Юго-Западного фронта.

Ополченцы расстреляли ментов-мародёров
А в Славянске за это же расстреляли двоих ополченцев...

Дунайский десант
24 июня 1941 года наши войска высадились на румынскую территорию .

Ту-126
Первый советский самолёт ДРЛО.

Как ленинградский химик погубил немецкий воздушный флот
Находка профессора позволила предотвратить массовые налёты на Ленинград.

Верхом на крыле
Как наши лётчики вывозили из немецкого тыла подбитых товарищей на крыльях своих самолётов.

И-153 в боях за Родину
И-153 – лучший истребитель-биплан...

Подвиг старшего лейтенанта Шевцова
Как танковая рота лейтенанта Шевцова взяла Малоархангельск и удерживала станцию до подхода основных сил...

Как находчивый старшина подорвал немецкое судно
Старшина Митрохин подполз к борту на санях и заложил взрывчатку. Обратно сани со старшиной уволокли на лебёдке.

Подвиг телефонистки
3 марта 1944 года телефонистка Ольга Ефименко подбила немецкий танк и перебила десяток фрицев.
 


 

Армия Австро-Венгрии
Подвиг 365-й батареи
Бой на высоте 3234
12 танков из Сорокопятки в одном бою
Как наш лётчик одним снарядом обездвижил 20 эшелонов
Как Т-70 подбил Тигр
Как матрос Кайда убивал немцев кулаком
Как Европа теряет обороноспособность
Военное делоКак наши артиллеристы вели огонь нагретыми снарядами
Военное дело
ТБ-3
Военное делоБратья-бронебойщики Остапенко, подбившие вдвоём 20 танков
Военное дело130-мм пушка М46

Военное дело Игорь Иванович Сикорский
Военное дело Илья Муромец С-22
Военное дело
Рокоссовский
Военное дело Т-34-76
Военное дело Печенег
Военное делоВЧК
Военное дело PzKpfw IV – основной противник советских танков

Военное делоМадсен Madsen
Военное делоРейд генерала Баданова на станицу Тацинскую