Add to your Facebook

 

 

Содержание:

 

 

Зарплаты, в Российской империи, СССР и Российской  Федерации с 1853 по 2010 годы

Курс рубля к доллару и доллара к рублю с 1792 по 2010

 

Русские меры

Знаки различия армий первой мировой

Полный список глав Русского Государства с VIII века до наших дней.

Полный список глав Правительства Нашей Страны с 1802 до наших дней.

Полный список городов России с населением от 100 тысяч человек

Русские броневики

Русские меры: аршин, бочка, ведро, верста, вершок, доля, дюйм, золотник, линия, пуд, сажень, точка, фунт, чарка, шкалик, штоф

Буква «?» (ять)и ее правописание.

Численность вооружённых сил Российской Империи, Советского Союза и Российской Федерации с 1877 по 2010 годы

Русские полки

 

Советские цены на автомобили и мотоциклы в рублях и средних зарплатах

 

 

ТИЗ-АМ-600 –

мотоцикл для мотопулеметчиков

 

 Незадолго до начала первой мировой войны в умах военных теоретиков витала идея замены лошади мотоциклом. По мысли этих теоретиков, несметные полчища мотолеристов (бойцов мотолерии – мотоциклетной кавалерии) должны были с шашками и пиками нестись в атаку на неприятеля. От этой идеи пришлось отказаться. Во-первых, мотоциклист сидел гораздо ниже всадника. Средняя высота седла мотоцикла составляет 70 см, а седла всадника – 160. Поэтому рубить шашкой пехоту противника, даже если встать на подножках, не очень-то и сподручно. Во-вторых же, тогдашняя промышленность не была в состоянии выпустить столько мотоциклов, сколько выращивали лошадей тогдашние конезаводы.

 

  

Однако времена менялись, и после советской индустриализации 1929-33 годов возможности мотоциклетной промышленности могли бы вполне сравняться с возможностями конезаводов. С другой стороны, рубить шашкой пехоту противника уже в 30-х годах считалось непрогрессивным и даже архаичным. Гораздо прогрессивнее было б косить ее из пулеметов. А что если совместить два чуда современной техники – мотоцикл и пулемет – в одном агрегате? Такая мысль возникла еще у создателя пулемета «Максим» Хайрема Стивенса Максима. На мотоцикл, спроектированный и построенным его сыном Перси, он водрузил свое несовершенное еще тогда огнестрельное детище, которое, тем не менее, было испытано в ходе англо-бурской войны. Несмотря на положительные отзывы вояк, система на вооружение принята не была – военное руководство британской империи больше склонялось к идее бронеавтомобилей.

Однако эта идея вновь возродилась в СССР, когда Владимир Кириакович Триандафиллов, который с 1926 по 1931 год был начальником Оперативного управления Штаба РККА, разработал Теорию Глубокой Операции. В соответствии с этой теорией, Красная Армия должна была прорвать фронт противника, после чего в прорыв вводились подвижные соединения, который бы перехватывали пути снабжения противника, захватывали штабы, и политические центры. И мотоцикл для этой теории подходил как нельзя кстати. Однако 12 июля 1931 года Триандафиллов разбился на штабном самолете. Проводником его теории в дальнейшем стал Михаил Тухачевский. По его идее, мотоциклы должны были, действуя совместно с танками БТ, защищать их от пехоты с ее противотанковыми ружьями и гранатами, а также расстреливать из пулеметов орудийные расчеты противотанковой артиллерии.

Мотоцикл для выполнения этой задачи должен был быть одновременно лёгким, но мощным и быстроходным. Над рулем такого мотоцикла должна была монтироваться пулеметная турель наподобие той, которой пользуются воздушные стрелки, а на этой турели должен был устанавливаться пулемет ДТ. Ни один отечественный или иностранный мотоцикл в качестве прототипа не подходил. Харлеи и Индианы были слишком тяжелыми, а Иж-7 или его ленинградский двойник Л-300 – недостаточно мощными.

И вот тогда-то таганрогский инженер Яков Коган и представил командующему Украинским округом Ионе Якиру проект переделки английского мотоцикла BSA под носитель пулемета. Сын кишиневского аптекаря Якир, хотя и был командармом первого ранга (что равно генералу армии, см. Воинские и гражданские чины дореволюционной России и их эквиваленты в армиях СССР и РФ), в технике разбирался неплохо, поскольку до революции успел поучиться в Харьковском технологическом институте. Оценив проект по достоинству, он отправил его в Москву Тухачевскому, который в то время был начальником вооружений РККА, а также заместителем председателя Реввоенсовета. Пользуясь своими правами, он поручил тому самому Когану наладить производство советской копии британского BSA на Таганрогском инструментальном заводе 65 имени товарища Сталина, где в 1935 году и было начато его массовое производство.

Мотоцикл обладал трубчатой рамой соединяемой пайкой с литыми элементами конструкции. Руль крепился к параллелограммной вилке через резиновые амортизирующие втулки. Заднее и переднее колесо были одинаковыми и взаимозаменяемыми.

ТИЗ-600, как был назван этот мотоцикл, оснащался одноцилиндровым нижнеклапанным 595-кубовым двигателем с комбинированной системой смазки: как под давлением. так и разбрызгиванием. Диаметр его цилиндра равнялся 85 мм, а ход поршня составлял 105 мм.

При 3800 оборотах в минуту он выдавал 16,5 лошадиных сил мощности. При такой мощности мотоцикл развивал 95 км/ч.

Степень сжатия этого двигателя составляла 4,8 единицы. Однако во время эксплуатации на поверхности камеры сгорания и на головке поршня скапливался нагар. Объем камеры сгорания от этого уменьшался, и степень сжатия возрастала до пяти и более единиц. Сначала мотоциклисты радовались: мощность сама по себе росла расход топлива сам по себе сокращался. Правда двигатель начинал всё чаще перегреваться. Однако радоваться приходилось недолго – вскоре из-за повышения степени сжатия начинала проявляться детонация, а перегрев становился таким, что каждые полчаса езды следовало останавливаться и остуживать двигатель. Дело в том, что нагар обладает гораздо меньшей теплопроводностью, чем металл, и чем толще его наслоения, тем хуже охлаждение двигателя. В конце концов, цилиндр, отлитый вместе с головкой, снимали и очищали внутренности от нагара, возвращая двигателю первоначальную 4,8-кратную степень сжатия.

Учения Киевского округа, как был в 1935 году переименован Украинский, под командованием всё того же Якира – а командовал он этим округом аж с ноября 1925 года – показали малую эффективность пулеметного мотоцикла в борьбе с пехотой и артиллерией противника. Мало кто из красноармейцев мог на ходу поразить ростовую мишень, изображавшую силуэт польского солдата. Грудные же фигуры, изображавшие зарывшихся в окопы румын и поляков, вообще

практически не поражались.

Присутствовавший на учениях нарком обороны Ворошилов назвал эту идею вредительской теорией замены лошади машиной. В следующем году главный проводник этой идеи маршал Тухачевский 10 мая 1937 года был снят с поста первого заместителя наркома обороны и переведён на должность командующего войсками Приволжского военного округа. Уже 22 мая он был арестован в Куйбышеве, 24 мая перевезён в Москву. В этот же день в Москву был вызван Якир. Думая, что его назначают на должность Тухачевского, он взял с собой и повара, и парикмахера, и мебель, и библиотеку. Однако как только его эшелон пересек границу с Украиной, в поезд ворвались энкавэдэшники и, перестреляв охрану, арестовали командарма.

И Якир, и Тухачевский, а вместе с ними Корк, Путна, Фельдман и Эйдеман 7 июня предстали перед судом по делу антисоветской троцкистской военной организации, 11 июня 23 часа 35 минут был оглашён приговор — всех восьмерых приговорили к смертной казни. Сразу же после этого, ночью 12 июня Тухачевский и остальные обвиняемые были расстреляны в здании Военной коллегии Верховного суда СССР.

У идеи мотопулеметчиков не осталось ни одного приверженца. Однако мотоцикл выпускать не прекратили. Незадолго до того, как 17 октября 1941 года Таганрог был захвачен немецкими войсками, завод был эвакуирован в Тюмень.

В конце 1941 года на базе эвакуированного из Таганрога мотоциклетного производства ТИЗа был организован Тюменский мотоциклетный завод Это предприятие просуществовало до 1943 года. Там, в Тюмени, после неудачной попытки заменить производство ТИЗ-АМ-600 на М-72, решили восстановить производство довоенного ТИЗ-АМ-600 с использованием вывезенных из Таганрога запасных частей. В сентябре 1942 года были собраны и отправлены на фронт первые 30 мотоциклов. Всего до ноября 1943 года их было изготовлено 614 штук, после чего запас деталей иссяк. В 1943 году всё оборудование и кадры были переброшены в Горький на усиление Горьковского мотоциклетного завода. Так закончилась история лучшего советского довоенного мотоцикла.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100