ga('send', 'pageview


универсальный портал обо всём


Рейтинг@Mail.ru

Шахматы онлайн







 

Шахматы — настольная логическая игра со специальными фигурами на 64-клеточной доске для двух соперников, сочетающая в себе элементы искусства (в части шахматной композиции), науки и спорта. Название берёт начало из персидского языка: шах и мат, что значит буквально:  «шах помер», но более точным было бы перевести как «Смерть царю!». Именно по этой причине шахматного царя, чтобы не вызывать ненужных ассоциаций было велено именовать королём.

Игра происходит на доске, поделенной на равные квадратные клетки, или поля. Размер доски — 8х8 клеток. Вертикальные ряды полей (вертикали) обозначаются латинскими буквами от а до h слева направо, горизонтальные ряды (горизонтали) — цифрами от 1 до 8 снизу вверх; каждое поле обозначается сочетанием соответствующих буквы и цифры. Поля раскрашены в тёмный и светлый цвета (и называются, соответственно, чёрными и белыми) так, что соседние по вертикали и горизонтали поля раскрашены в разные цвета. Доска располагается так, чтобы ближнее угловое поле справа от игрока было белым (для белых это поле h1, для черных — поле а8). h1, h2 и h3 не следует путать с соответствующими html-тегами и потому не стоит заключать их в <>.

Шахматные фигуры имеют две масти — чёрную и белую. Крестовых, бубновых, пиковых или червовых фигур не существует. В каждый комплект фигур входят: король (, ), ферзь (, ), две ладьи (, ), два слона, два коня (, ) и восемь пешек (, ). В начальной позиции фигуры обеих сторон размещаются так, как показано на диаграмме. Белые занимают первую и вторую горизонтали, чёрные — седьмую и восьмую. Пешки расположены на второй и седьмой горизонталях соответственно.

Иерархия шахмат похожа на пчелиный улей — недоразвитые шахматные самки служат пешками, трутень-король выполняет лишь весьма ограниченные функции, а всем заправляет матка-ферзь.

Белые фигуры окрашены в светлый цвет, чёрные в тёмный. Сами игроки называются «белые» и «чёрные» по цвету своих фигур, независимо от своей расовой принадлежности. Правда, в последнее время ходят упорные слухи, что чёрного короля придётся называть афро-королём, а чёрного ферзя, соответственно, афро-ферзём.

Король
Ходит на одно поле в любом направлении. Кроме того, может участвовать в рокировке. Самая важная фигура, поскольку невозможность защитить короля от атаки противника (эта ситуация называется «мат») означает проигрыш партии. В комплекте шахматных фигур король обычно — самая высокая фигура, либо одна из двух самых высоких фигур (вторая — ферзь). Интересно, что в Китае король называется генералом. Он может быть либо чёрным 將, либо красным 帥.
Ферзь (королева)
Ходит на любое число полей по вертикали, горизонтали или диагонали. В общем случае, самая сильная фигура на шахматной доске. Изначально (в старом арабском шатрандже) ферзь ходил лишь на одно поле по диагонали; превращение его в наиболее сильную фигуру произошло уже в европейских шахматах под влиянием суфражисток и феминисток. В современной шахматной теории ферзь относится к «тяжёлым фигурам», наряду с ладьёй. Внешний вид фигуры в традиционных «стаунтоновских» шахматах аналогичен королю, но фигура увенчана небольшим шариком и обычно несколько ниже, в отличие от короля, который, как правило, выше ферзя и увенчан крестом.
Ладья (турá)
Ходит на любое число полей по вертикали или горизонтали. Может участвовать в рокировке. Игрок начинает партию с двумя ладьями, стоящими на крайних полях первой горизонтали. Как и ферзь, относится теорией к «тяжёлым фигурам». Фигура обычно имеет вид стилизованной круглой крепостной башни (что соответствует европейскому её названию, с разных языков переводящимся именно как «крепостная башня»). В старых русских шахматных комплектах имела вид стилизованного корабля (ладьи). По некоторым предположениям, различные наименования данной фигуры связаны с её первоначальным названием и видом. В чатуранге она называлась «колесница», то есть «ратх». В арабском шатрандже название превратилось в «Рух» (имелась в виду мифическая птица). Её стилизованные изображения, по предположениям шахматных историков, на Руси были приняты за изображения визуально похожей русской ладьи, от чего и произошло русское название фигуры. В Европе же изображение фигуры было связано с названием, созвучным с «rook» (утёс, башня), в результате соответствующая европейская шахматная фигура стала изображаться в виде крепостной башни. В Китае ладью называют Тё (車), то есть, паровой повозкой.
Слон (охвицер)
Шахматный валет называется слоном (, ), но в обиходе его часто именуют охвицером, столь же часто, как называют королевой ферзя. Впрочем, в Европе эту фигуру, как и карточную даму, называют королевой, а слонов именуют епископами. Именно поэтому на его обозначении прорисован крестик. Слон ходит на любое число полей по диагоналям. В чатуранге и шатрандже ходил через одно поле по диагонали, являясь, как и конь, «прыгающей» фигурой (при ходе перешагивал через свои и чужие фигуры, стоящие на пути). В начале игры у игрока есть два слона: оба они однополы: один белополый, а другой — чёрнополый. В силу геометрии шахматной доски, слоны перемещаются только по диагоналям своего цвета.
Конь (лошадь)
Ходит, как правило, то есть, или русской буквой «Г» — сначала на два поля по вертикали или горизонтали, потом ещё на одно поле по горизонтали или вертикали перпендикулярно первоначальному направлению. Исключения составляют случаи, когда конь никуда не ходит. Единственная фигура в современных шахматах, которая ходит не по прямой линии и является «прыгающей» — может «перепрыгивать» через свои и неприятельские фигуры. Одна из двух фигур (вторая — король), ход которой не изменился со времён чатуранги. В начале партии у каждого игрока два коня, стоящих на вторых слева и справа полях первой от него горизонтали. Относится к «лёгким фигурам». Фигура имеет вид головы коня на подставке. Английское название «knight» — рыцарь.

Пешка
Ходит на одно поле по вертикали вперёд. Из исходного положения может сделать один ход на два поля вперёд. Бьёт на одно поле по диагонали вперёд. При выполнении хода на два поля может быть следующим ходом взята на проходе пешкой противника (т. н. взятие «энпассан»). Единственная фигура в шахматах, у которой тихий ход и ход со взятием различаются. В комплекте фигур у каждого игрока по восемь пешек, в начальной позиции пешки стоят на второй от игрока горизонтали, прикрывая фигуры. Если в процессе игры пешка достигает последней горизонтали, то она превращается в любую фигуру, по желанию игрока, кроме короля. За редкими исключениями, обычно пешку превращают в ферзя. Фигура самая маленькая из всех в комплекте. Несмотря на слабость, пешки очень важны в шахматной партии, так как зачастую составляют основу оборонительной структуры игрока, являясь и «наполнителем» поля, и «пушечным мясом». В эндшпиле роль пешек многократно возрастает обычно за счёт того, что часть из них являются так называемыми «проходными пешками», потенциально способными достигнуть последней горизонтали и превратиться в фигуру.

Смотрите по теме:

Играть в гладиаторов

Лагман онлайн

Картофельные оладьи фаршированные

 

> Русские
Украинцы
Татары
Казахи
Башкиры
Чуваши
Чечены
Армяне

Осетины

Все города России

Великий Новгород
Почему у азиатов узкие глаза
Все страны мира и численность их населения
Людские потери стран во второй мировой
Все города России и численность их населения
Самый маленький город России
Столицы стран мира
Средняя продолжительность жизни в странах мира
Рейтинг стран мира по площади их территорий
Монархии мира
Потери немецкой авиации
Россия и педерасты

Лидеры всех стран и их портреты
Одним выстрелом трёх немцев
Тайна генотипа Рюриковичей
Евреи в Вермахте
Евреи-полицаи
Мигранты из Средней Азии – угроза нашим детям
Американцы о русских
Теракт на Дубровке
Взрыв на Каширском шоссе
Американцы о русской армии

Гусарский роман

Творцы прошлого

Тип-59

Тип-99

Т-90А

М1 Абрамс
Меркава Mk.4
Challenger 2
Леклерк
Тип-96
Leopard 2
БМП-3

БМП-1

БМП-2

АМО-Ф-15
Я-3
ЯГ-10
Поуторка
ЗиС-5
ГАЗ-51
ЗиС-150
ЯАЗ/МАЗ-200
ЗиЛ-157
УралЗИС-355М
ГАЗ-66
ЗИЛ-130
ЯАЗ/КрАЗ-214
ЗиЛ-131
Урал-375
КамАЗ