список материалов
Контакты

F-16

 

самый многочисленный боевой самолёт Запада

Истребитель F-16 Fighting Falcon, разработанный компанией General Dynamics и произведённый в количестве более 4500 экземпляров, до сих пор не только используется, но, несмотря на то, что последние экземпляры были поставлены ВВС США в марте 2005 года, производится на экспорт. Поэтому F-16 был и остаётся наиболее вероятным противником нашей авиации в возможной войне.

F-16A ВВС Израиля


В настоящее время более 4000 экземпляров F-16 различных модификаций состоят на вооружении 24 государств. Серийное производство истребителей семейства F-16 будет продолжаться, как минимум, до 2017 года.
История F-16 началась в середине 60-х годов, когда с учетом боевого опыта, полученного в ходе Вьетнамской войны, в ВВС США пришли к выводу, что на вооружении необходимо иметь узкоспециализированные истребители для завоевания господства в воздухе. Созданный в рамках этой программы самолет F-15 «Игл» оказался сложным и дорогим. Поэтому в 1969 году появилась идея создания еще одного истребителя – очень легкого и сравнительно дешевого, предназначенного для ведения ближнего маневренного воздушного боя в простых метеоусловиях. Иными словами, самолет должен был помочь тяжелым F-15 вести маневренные бои с истребителями типа МиГ-21
, которые в то время были основными самолетами ВВС Советского Союза и находились на вооружении ряда стран.


В январе 1972 года ВВС США обратились к девяти американским фирмам с запросом о возможности создания такого самолета. После оценки проектов в качестве главных разработчиков были выбраны фирмы
General Dynamics и Northrop. К 1974 году фирмы построили опытные самолеты, обозначенные F-16 и YF-17. При этом F-16 был однодвигательным, a F-17 – двухдвигательным. По результатам конкурсных испытаний, в ВВС США в 1975 году приняли решение принять на вооружение самолет фирмы General Dynamics, присвоив ему обозначение F-16A Fighting Falcon. Проигравший конкурс F-17 также не был забыт. На его основе был создан палубный истребитель-бомбардировщик F/А-18 Hornet.


В середине 1978 года начались поставки самолета F-16A для ВВС США. Он поступил на вооружение многих стран Европы, Азии, Ближнего Востока. На базе F-16A были созданы двухместный вариант F-16B, усовершенствованные варианты F-16С и D, а также экспериментальные самолеты F-16CCV, AFTI/F-16 и демонстрационный истребитель F-16XL.

F-16C ВВС Греции

 

F-16D ВВС Сингапура

В настоящее время фирма компания Lockheed Martin, поглотившая в 1993 году авиационное подразделение фирмы General Dynamics намерена модернизировать все F-16 до новой версии F-16V. В индексе самолета обозначает Viper, "гадюка". Новая версия самолета получит радар с активной фазированной решеткой, новый бортовой компьютер и некоторые доработки в кабине пилота. По оценке компании, до версии Viper может быть модернизирован практически любой истребитель F-16.
По своим летно-техническим характеристикам F-16 считается самым маневренным истребителем на Западе и уступает в этом только нашим самолетам Су-27 и МиГ-29. Кроме того, F-16 стал первым серийным истребителем с электродистанционной системой управления.
Однако в ходе летной эксплуатации у F-16 выявился ряд недостатков. Во-первых, отмечалась его недостаточная боевая живучесть, обусловленная наличием только единственного двигателя. Во-вторых, из-за низко расположенного воздухозаборника, засасывающего посторонние предметы с ВПП, самолет не может эксплуатироваться с грунтовых аэродромов.

26 апреля 1981 года в период обострения ситуации в Ливане израильские истребители F-16 участвовали в налёте на лагеря палестинских беженцев.
28 апреля были одержаны первые воздушные победы: самолётами 117-ой эскадрильи сбиты два вертолёта Ми-8 из состава сирийского воинского контингента в Ливане. 14 июля того же года командир 110-ой эскадрильи Амир Нахуми сбил на F-16 сирийский истребитель МиГ-21. В первой ливанской войне  F-16 были основными истребителями ВВС Израиля. пять из них было сбито сирийскими лётчиками, воевавшими на МиГ-23.
7 июня 1981 года восемь израильских F-16 совершили бандитский налёт на иракский ядерный реактор Озирак под Багдадом.
В 1986–89 годах пакистанские F-16 сбили до 13 афганских Су-22, Ан-24 и Ан-26, а также ряд вертолётов и один советский штурмовик Су-25, пилотировавшийся Александром Руцким.
Во вторжении американцев в Панаму участвовало звено истребителей F-16 из состава 388-го тактического истребительного авиакрыла, но воздушных боёв в той войне не было.
Зато во время войны в персидском заливе F-16 был самым массовым боевым самолётом авиации Многонациональных сил и совершил наибольшее количество вылетов – 13450. Всего задействовано 249 единиц. Потери составили 11 сбитых и 5 повреждённых самолётов.


F-16 из состава ВВС нескольких стран НАТО принимали участие в патрулировании запретной для полётов зоны над Боснией, введённой в 1993 году. При этом имел место один воздушный бой (28 февраля 1994 года), в котором американским истребителям удалось уничтожить 5 штурмовиков боснийских сербов. В августе–сентябре 1995 года самолёты США, Дании и Нидерландов наносили удары по сербским позициям в рамках операции «Deliberate Force». За время операций над Боснией потерян один F-16 ВВС США – он был сбит с земли 2 июня 1995 года; пилот катапультировался и через несколько дней был эвакуирован.

В ходе же воздушного наступления на Югославию 1999 года F-16 был одним из основных ударных самолётов НАТО; в боевых действиях участвовали самолёты ВВС США, Бельгии, Дании, Нидерландов, Турции. Американские самолёты активно использовались для борьбы с югославскими радарами. За время кампании пилоты F-16 одержали две воздушные победы над истребителями МиГ-29, причём одна из них принадлежала лётчику Королевских ВВС Нидерландов. По официальным данным НАТО, потери составили один самолёт, который был сбит 2 мая зенитно-ракетным комплексом С-125. Тем не менее, сербы заявили о семи сбитых ими F-16.

В воздушных операциях в Афганистане октября–декабря 2001 года принимали участие только американские F-16. В апреле 2002 года один из американских самолётов оказался вовлечён в инцидент «дружественного огня», атаковав канадское подразделение (погибли 4 канадских военнослужащих). С 2002 года на авиабазе Манас в Киргизии дислоцировалась смешанная эскадрилья, состоявшая из F-16 ВВС Дании, Нидерландов и Норвегии. Первая потеря произошла 31 августа 2006 года, когда в Афганистане потерпел катастрофу самолёт Королевских ВВС Нидерландов. 3 апреля 2013 года в Афганистане потерпел катастрофу самолет F-16 ВВС США. Пилот капитан Джеймс Майкл Стил  погиб.

В ходе вторжения коалиционных сил в Ирак в 2003 году F-16 не имели ни потерь, ни воздушных побед из-за полного бездействия иракских ВВС. С началом партизанской войны авиация продолжала действовать, оказывая непосредственную поддержку войскам международной коалиции и нанося удары по выявленным группам боевиков, причём часть F-16 базировалась непосредственно на территории Ирака. 24 марта 2003 года на пролетающийF-16 были наведены ракеты ЗРК Пэтриот, в ответ американский самолет выпустил по дружественному ЗРК противорадиолокационную ракету HARM. 7 июня 2006 года в результате удара двух F-16

Последний на сегодня случай боевого применения F-16 произошёл в сентябре 2013 года года, когда турецкий самолёт сбил сирийский Ми-17.

 
 

МиГ-29
А-10 Thunderbolt II
Тип-59
Тип-99
Т-90А
М1 Абрамс
Меркава Mk.4
Challenger 2
Леклерк
Тип-96
Leopard 2
БМП-3

БМП-1

БМП-2

 

Рейтинг@Mail.ru