универсальный портал обо всём

Рейтинг@Mail.ru
  title=

 


ГАЗ-66

Сергей Шумаков

ГАЗ-62
ГАЗ-62 – один из родителей ГАЗ-66

Полноприводной автомобиль ГАЗ-63, выпускавшийся на база ГАЗ-51 31 августа 1948 года, был отличным автомобилем. Однако военных не устраивала малая площадь его грузовой платформы, и они выразили желание заиметь автомобиль с более ёмким кузовом, но чтобы его длина не превышала при этом длинуГАЗ-63. Ещё в начале 50-х годов в Горьком велись работы по созданию автомобиляГАЗ-62, предназначенного для воздушно-десантных войск. Первоначально для него была разработана кабина капотной компоновки, представлявшая собой несколько модифицированную кабину ГАЗ-51 решёткой радиатора, похожей на ту, что имелась у ГАЗ-69. Однако в 1958 году горьковчане решили перейти к размещению кабины над двигателем. Капотную же кабину передали в Миасс, и ею стали оснащать автомобиль УралЗИС-355М.

В 1962 году на основе ГАЗ-62 и ГАЗ-63 был создан новый автомобиль ГАЗ-66. В народе автомобиль получил прозвище Шишига. Так в русском фольклоре называется маленькое горбатое существо женского пола, которое живёт в камышах, предпочитая мелкие речушки и водоёмы

 

Ранний вариант <strong>ГАЗ-66</strong> с кабиной от ГАЗ-62

Ранний вариант ГАЗ-66 с кабиной от ГАЗ-62


ГАЗ-63

ГАЗ-66 тал воплощением самых  передовых конструктивных решений своего времени. На нём были применены гипоидная передача ведущих мостов, самоблокирующие кулачковые дифференциалы, цельнометаллическая грузовая платформа, омыватель ветрового стекла. Однако самым главным достижением отечественных конструкторов стала феноменальная проходимость ГАЗ-66. Так, если ГАЗ-63 мог преодолевать 45-сантиметровый снежный покров, то ГАЗ-66 не застревал даже в 80-сантиметровых сугробах. Максимальный подъем, с которым справлялся «шестьдесят шестой» на сухом твердом грунте, был равен 37°, а для «шестьдесят третьего» 28-градусный подъём был пределом возможностей. Но особенно ярко преимущество ГАЗ-66 проявлялось на сыпучем грунте: там ГАЗ-66 мог преодолевать 22-градусный подъём, в то время как ГАЗ-63застревал уже на четырёхградусном. 
Наряду с достигнутым улучшением проходимости и экономичности автомобиля ГАЗ-66 по сравнению с его предшественником, удалось добиться значительного улучшения устойчивости.  На бетонной площадке при движении на повороте радиусом 25 метров ГАЗ-66 начинало заносить на скорости в 65 км/час, в то время как ГАЗ-63 опрокидывался при тех же условиях уже на 44-километровой скорости.
Такое повышение устойчивости было достигнуто расширением колеи, которая у передних колес составляет 1780-миллиметровую величину (против 1588 у ГАЗ-63), а у задних равна 1750 мм (против 1600 у предшественника). Кроме того, благодаря размещению запасного колеса за кабиной, удалось снизить центр тяжести автомобиля и погрузочную высоту (1100 мм против 1280 у ГАЗ-63).

 Кабина <strong>ГАЗ-66</strong>

Кабина ГАЗ-66: 1 – педаль сцепления; 2 –  ножной переключатель света; 3 – сигнализатор включения фонарей опознавательного знака автопоезда; штепсельная розетка; 5 –  кнопочные предохранители; 6 –  выключатель фонарей опознавательного знака автопоезда; 7 –  выключатель системы аварийной сигнализации; 8 –  центральный переключатель света; 9 –  переключатель стеклоочистителя и омывателя стекла; 10 – выключатель поворотной фары; 11 –  выключатель зажигания и стартера, 12 – переключатель указателей поворотов; 13 – переключатель датчиков указателя уровня бензина; 14 – рулевое колесо; 15 – щиток приборов; 16 выключатель проверки сигнализатора выхода из строя рабочей тормозной системы; 17 – манометр тормозной системы; 18 –  ручка привода заслонки обдува ветрового стекла; 19 ручка привода заслонки воздухопритока; 20 –  манометр системы регулирования давления в шинах; 21 – рычаг коробки передач; 22 – рычаг включения переднего моста; 23 –  рычаг переключения передач раздаточной коробки; 24 –  переключатель магнитного клапана и электродвигателя вентилятора подогревателя; 25 – рычаг коробки отбора мощности; 26 –  кран переключения бензобаков; 27 –  выключатель аккумуляторной батареи; 28 – кнопочный предохранитель подогревателя; 29– выключатель свечи подогревателя; 30 ручка ручного управления дроссельными заслонками, 31 – ручка управления воздушной заслонкой; 32  рукоятка крана управления системой регулирования давления в шинах; 33 –  рукоятка стояночного тормоза; 34  рукоятка управления жалюзи радиатора; 35  выключатель вентиляторов отопителя; 36 –  выключатель плафона кабины; 37 –  педаль дроссельных заслонок; 38 – педаль тормоза.

 

Кабина ГАЗ-66 была по-военному аскетична. Корпус кабины был выполнен из силового каркаса в виде замкнутой жесткой сварной системы силовых элементов, усиленных наружными облицовочными панелями. Водителя и пассажира отделял друг от друга широкий капот, через который открывался доступ к двигателю. В кабине были установлены два одноместных унифицированных сиденья для водителя и пассажира. Основой сиденья был металлический остов, собранный из двух шарнирно соединенных между собой половин, на которых крепились спинка и подушка, изготовленные из губчатой резины и обтянутые чехлом из кожзаменителя. Угол наклона спинки можно было регулировать в пределах 10 градусов, а подушку сиденья можно было двигать взад и вперёд на 75 мм.

Возле водителя и пассажира имелись крепления для автомата Калашникова, а на капоте – для прибора ночного видения. Зимой в кабине было достаточно тепло, не столько благодаря отопителю, сколько из-за нагревающегося капота. Некоторые водители  снимали на зиму капотный чехол, что позволяло комфортно чувствовать себя в кабине в самые сильные морозы. На задней стенке кабины имелась специальная выемка, сделанная для того, чтобы рычаг КПП не уперся в эту же стенку при включении задней передачи.

В качестве силовой установки на ГАЗ-66 был использован двигатель ЗМЗ-53 Заволжского моторного завода. При 92-миллиметровом диаметре цилиндра и 80-миллиметровом ходе поршня этот V-образный восьмицилиндровый бензомотор  имел 4,254-литровый рабочий объём. При 3200 оборотах в минуту двигатель развивал 115-сильную мощность, которая позволяла автомобилю иметь 95-километровую максимальную скорость. При создании двигателя конструкторы столкнулись с тем, что выпускной клапан не выдерживал тепловых нагрузок. Пришлось сделать его пустотелым, а полость заполнить металлическим натрием. Передний мост был отключаемым, но при его отключении управляемость и тяговые качества ГАЗ-66 ильно снижались. Виной тому была развесовка по осям, при которой львиная доля загрузки приходилась на передний мост, а задняя ось оставалась слабозагруженной даже при полном кузове. 

Именно более высокая загруженность передней оси вынудила создателей ГАЗ-66 применить на передних колёсах две ведущие тормозные колодки.

Трансмиссия состояла из четырёхступенчатой коробки и двухступенчатой раздатки.

В народном хозяйстве ГАЗ-66 широко используют строители, геологи, нефтяники, связисты. На шасси этой машины горьковский завод специализированных автомобилей выпускает передвижные почтовые отделения ГЗСА-731 для отдаленных районов и фургоны ГЗСА-947 для доставки почты, хлебные фургоны ГЗСА-3714 и фургоны ГЗСА-3713 для перевозки медикаментов. Далматовский завод в Молдавии монтировал на шасси ГАЗ-66 алюминиевые цистерны для перевозки молока (АЦПТ-1,7) и питьевой воды (АВЦ-1,7). Маслозаправщики М3-66 на той же базе изготовляет могилевский автомобильный завод. Многие другие предприятия берутГАЗ-66 за основу для создания передвижных ремонтных мастерских, других специальных машин, таких, в частности, как универсальный снегопогрузчик УП-66. Наконец, агрегаты ГАЗ-66, в частности его двигатель, трансмиссия, ведущие мосты, нашли применение на автобусе повышенной проходимости ПАЗ-3201. Кроме того, на базе ГАЗ-66 троились П-2  –  автоперевязочная, основная транспортная единица медицинского пункта полка; АС-66  –  санитарный автомобиль, предназначенный для эвакуации раненых; ДДА-2  –  дезинфекционно-душевая установка, используется в санитарно-эпидемиологических подразделениях.

Специально для десантников, лишившихся в результате на перехода  на ГАЗ-66 автомобиля ГАЗ-62, в 1966 году был сконструирован ГАЗ-66Б телескопической рулевой колонкой, складной крышей и откидной рамкой переднего стекла.

ГАЗ-66Б для ВДВ

 

Примерно тогда же была предпринята попытка увеличить грузоподъёмность ГАЗ-66 путём добавления к нему ещё одного моста. Автомобиль с колёсной формулой 6х6 получил названиеГАЗ-34, но в серию он не пошёл.

ГАЗ-34

 

В 1966 году ГАЗ-66 получил золотую медаль на выставке в Лейпциге, а когда в 1967 году был введён знак качества, то первым автомобилем, им удостоенным стал именно ГАЗ-66.

После того, как Горьковский автозавод освоил выпуск модели ГАЗ-3308 «Садко», производствоГАЗ-66 было прекращено. Возвращение к капотной компоновке объяснили тем, что в этом случае шансы выжить при наезде передним колесом на мину более высоки. Последний экземпляр ГАЗ-66 ошёл с конвейера 1 июля 1999 года. Всего было выпущено 965 941 автомобилей семейства ГАЗ-66.

Смотрите по теме:

Мигранты из Средней Азии – угроза нашим детям
Самарский школьник спас девочку от узбеков-педофилов, но сам оказался виноватым
Статистика сексуальных преступлений мигрантов

Москва глазами китайцев

Как американцы заставили Хрущёва разрешить аборты и осудить деятельность Сталина
Английские морпехи примёрзли к памперсам и отказались от участия в учениях
Норвежские дети перенимают русский язык
Чтобы избавиться от гастарбайтеров, надо возродить ЛТП
Норвегию насилуют мусульмане
Почему санскрит так похож на русский

Если русские танки пойдут на Киев, они остановятся только в Лиссабоне

Зверства японцев на нашем Дальнем Востоке

Голландцы о русских

Англичане о русских

Америка заменила веру в Бога поклонением деньгам и евреям
Японцы произошли от чукчей
Наш Дальний Восток на китайских картах
Интересные факты о русских с точки зрения китайцев
Китайцы о Путине 中國有關普京

 

Украинцы
История Украины
Кто придумал украинский язык
Поэта Тараса Шевченко не существовало
Почему @ называется собакой
Татары
Мордва
Удмурты
Бесермяне
Узбеки
Казахи
Киргизы
Башкиры
Чуваши
Чеченцы
Армяне
Аварцы
Осетины
Чукчи
Цыгане
Андроновцы были предками славян
В 1941 году немцев было убито в боях больше, чем русских
Арийский язык
Лагман
Плов
Манты
Сырники
Все города России
Почему у азиатов узкие глаза
Все страны мира и численность их

Я-3

ЯГ-10

 Читать статью о нём →

ГАЗ-АА

 Читать статью о нём →

 

ЗиС-5


Читать статью о нём →

ГАЗ-51
ГАЗ-51

Читать статью о нём →

ЗиС-150

Читать статью о нём →

ЯАЗ/МАЗ-200 МАЗ-200

Читать статью о нём →

ЗиЛ-157

 Читать статью о нём →

 

УралЗИС-355М

УралЗИС-355М

Читать статью о нём →

ЗиЛ-130

Читать статью о нём →

 ЗиЛ-131

<strong>ЗиЛ-131</strong>

Читать статью о нём →

Урал

<strong>Урал-375</strong>Д

Читать статью о нём →


Как наш лётчик одним снарядом обездвижил 20 эшелонов
Как Т-70 подбил Тигр
Как матрос Кайда убивал немцев кулаком
Европа теряет обороноспособность
Как наши артиллеристы вели огонь нагретыми снарядами
Денежная реформа 1924 года
Курс доллара с 1792 по 2015 годы
Флаги всех стран мира
Гербы всех стран мира
Валюты всех стран мира
Главы русского Государства
Калибры гладкоствольных охотничьих ружей, выраженные в миллиметрах
Китайские автоматы
Людмила Павличенко
Тип-10 новый японский танк 4-го поколения
Новороссия исторически не является Украиной
Всё об армянах и их происхождении
Почему у азиатов узкие глаза
Русские это потомки викингов и враги человечества
Гибель линкора «Императрица Мария»
Первое освобождение Харькова
Как псевдофрицы выявили настоящего предателя
Первый в мире танк Вездеход Пороховщикова
Как старшина Волковенко рубил немцев
Первый российский троллейбус
Автомат, которым хотят заменить АК
Самый оригинальный мотоцикл
Бой у селения Вариани
Малый Сталинград на Ловати
Т-34 – лучший танк второй мировой
Пакт Молотова-Риббентропа
Киргизы и русские имеют общего предка по мужской линии
Сколько должен стоить доллар по индексу биг-мака
Похороны Сталина
Кавалерийский рейд Доватора по тылам противника
Ополченец догонял разбегавшихся укров на велосипеде
Покушение на Брежнева
Подвиг старшего лейтенанта Умникова
Кошерное сало
В США пошли по стопам Геббельса
28 января 1820 года русскими моряками был открыт 6-й континент
Английские винтовки не могли расстреливать русские батареи
T-54 – лучший послевоенный танк
Зенитный ракетно-пушечный комплекс Панцирь-С1
Американские НЛО в советском небе
Сражение на Березине: почему Чичагов упустил Наполеона
Пушка, стрелявшая по Парижу за 115 км от него
Первая советская межконтинентальная баллистическая ракета
Немецкие политики боятся русского вторжения в Европу
Как один боец с топором победил 50 немцев
ГАЗ-66
Наше школьное образование вот-вот упадёт на американский уровень
Сильные и слабые стороны танка Меркава
Крупнейший финно-угорский народ России.
Дело не в плохих бронежилетах, а в особых пулях
Первый бой наших войск в Афганистане
Перспективная боевая машина пехоты Puma
Героическая оборона Севастополя
Налог на бороды Петра I
БМ-30 Смерч – самая мощная и дальнобойная РСЗО
Братья-бронебойщики Остапенко, подбившие вдвоём 20 танков
MG-42
Знаменитый мультик хотят запретить поборники толерантности
Бой у села Первый Воин
Прорыв линии Маннергейма
Подвиг экипажа КВ-1 под Расейняем
Происхождение украинского национализма
Комплексная защита танка ЗЭТ-1
Котельниковская операция
Aвтомобили Джеймса Бонда
Авианосец «Джеральд Р. Форд»
Герой «Рассказа о неизвестном герое»
Первый русский автомобиль
Норд-Ост – захват заложников на Дубровке
Группа Сени уничтожила три танка
Берия был убит вскоре после ареста
8-Rad-Wagen
Автомобили Мадонны
Audi A1
Как поэт-артиллерист спас танковую армию
Новые образцы вооружения, разработанные ополченцами
Будущую Победу первоначально называли Родиной
Узбекская нация была искусственно создана в 1924 году
Январский гром
Контрудар под Сольцами
Mercedes-Benz 170 S и 170 D
Как остановить вырождение нации
Большой Кремлевский клад
Как капитан Баранов взял в плен турецкий пакетбот с 800 солдат
Майонезная банка
Майонезная банка
Июльское восстание 1917
Детей в Китае не жалеют
К-1 Первый советский пассажирский самолёт
82-мм батальоный миномёт
Пантера Panzerkampfwagen V Panther
Какие танки нужны современной армии
Испания ополчилась на педофилов
Краснокутская битва
Американцы атаковали наш аэродром
Шевроле-Блейзер
ЗиЛ-118 Юность
БА-10 – советский средний пушечный бронеавтомобиль
Истребитель ДЗОТов
Wz .39 «Mors »
Перелёт Валерия Чкалова
Русский мат, происхождение матерных слов
Acura ILX
Sonderkraftfahrzeug 251, Sd.Kfz 250
Бомбардировка Дрездена
Самый массовый бронеавтомобиль Великой Отечественной
Берданка
Европа напугана возможным ответом России на украинские события
ЗиЛ-111
Венгерский пистолет-пулемёт времён второй мировой
КВ-2 – Самый мощный танк второй мировой со 152-мм орудием
ЗИЛ-131
Самый большой и самый маленький мотоциклы
Toyota Camry
Как матрос Кайда убивал немцев кулаком
Почему государство позволяет КАМаЗу продавать технику...
Освобождение Новороссийска
Подвиг Ивана Лысенко: один против 15 танков
СПГ-9 Копьё
Западенцы это не славяне, а потомки кельтов и евреев
Самый крупный самосвал в СССР
Дозор-Б
Русская оккупация всей Украины была бы в интересах Европы
Угон в Японию самолёта МиГ-25 предателем Беленко
Lancia Thesis
Самый первый мотоцикл
Ф-1 Лимонка
Немецкий пикирующий бомбардировщик Ju-87
Pz.IIL Luchs
В 1945 году мы упустили возможность решения украинской проблемы
Интересные факты о русских с точки зрения китайцев
Скорпион лёгкий британский танк
Первый советский вертолет
Леопард-2
Танковый рейд старшего сержанта Горобца
Американские наёмники бегут с Украины
Во время войны США похитили золотые запасы европейских стран
Освобождение Смоленска 25 сентября 1943 года
Трактор К-701
КИМ-10 – Несостоявшийся народный автомобиль
14 июня – Мерседес 230 в 124 кузове – автомобиль Ариэля Шарона
Учебно-боевой самолёт для борьбы с боевиками
ЗиC-150
Ferrari F40
Знаменитый ваучер
Первый в СССР серийный самолёт вертикального взлёта и посадки
Царь-бомба, Иван или просто Кузькина мать
ИС-1
Бесславный конец Яндарбиева
LT-35 LT vz.35 Pz.35(t) | лёгкий чещкий танк LT-35
Самолёт из миномёта
Подвиг старшего лейтенанта Шевцова
В заварухе на Украине виноват сланцевый газ
ЗАЗ-965 – Горбатый Запорожец
Емельян Пугачев
Полноприводной армейский автомобиль ГАЗ-63
Как наши кавалеристы порубили три румынских полка
Подвиг сержанта Найдина
Взятие Варшавы Суворовым
Конец армии Паулюса
Беломорканал...
Степан Разин
Троллейбусный поезд Владимира Веклича
PM-63
Кто убил Кеннеди
Расстрел армянского парламента
С топором против танка
Как Дмитрий Шолохов подбил 25 танков в одном бою
Как четверо наших солдат семь недель дрейфовали без воды...
AMX-56 Leclerc Леклерк
Чайка ГАЗ-13
Faustpatrone Фаустпатрон
Jagdpanzer IV | Противотанковая САУ на базе Pz.IV
Большая часть ДНР и ЛНР входила в состав Области Войска Донского.
Парабеллум
Панфиловский парк и кафедральный собор
БТ-5 боевое применение
Отрицательные стороны денежной реформы 1961 года
Первый советский лимузин
Босфорская операция
311 немцев в одном бою
Европа – рай для паразитов
Денежная реформа 1924 года
Историия рубля
Боевые слоны: миф или реальность
Огнемётный танк TО-54
Ту-160 Белый Лебедь
Сорокопятка 45-мм пушка 19К
Автомат Калашникова
АК-12 новый русский автомат
Шкода Фабия Škoda Fabia Тест-драйв
Чукчи
Как ополченцы били фрицев из дореволюционных орудий
Джеймс Бонд – двоюродный брат Штирлица
Арисака
Первый серийный истребитель с убирающимся шасси
Норвежские дети перенимают русский язык у русских друзей
Т-60
Треугольный молочный пакет
В Италии фактически запретили натуралов
Черная акула Ка-50