Военная историяОружиеБоевая техникаУниформа и знаки различия

Рейтинг@Mail.ru

Ju-87

 

Немецкий пикирующий бомбардировщик

Официальная история создания Ju-87 началась с красивой легенды о том, как Эрнст Удет на свои деньги – по 13 тысяч долларов за экземпляр – закупил в США два пикирующих бомбардировщика Curtiss P-6 Hawk, которые он эффектно продемонстрировал Герингу.  Идея Герингу понравилась, и  в январе 1935 года в Германии были определены основные требования к пикирующему боевому самолету Штурцкампфлюгцойг и объявлен конкурс на лучший проект. В нем приняли участие фирмы Арадо, Блом и Фосс, Хейнкель и Юнкерс.

Curtiss P-6 Hawk

Curtiss P-6 Hawk

 

Однако справедливости ради стоит сказать, что сама по себе идея пикирующего бомбардировщика для германии была не нова – ещё в 1931 году фирма Хейнкель создала по японскому заказу пикирующий биплан He-50. Правда, японцы, оплатив лишь один прототип, создали на его базе свой пикировщик Тип 94 (九四式艦上爆撃機), в западной литературе известный как Aichi D-1. В отместку Хейнкель поставил 12 экземпляров этого самолёта в Китай, а позже ещё 60 экземпляров заказали Люфтваффе.
Ради же ещё большей справедливости надо отметить, что идея пикирующего бомбардировщика не нова была и для Юнкерса: ещё до Хейнкеля, в 1928 году, на бывшем заводе Русссо-Балта в подмосковных Филях был построен якобы почтовый самолёт Ju-48, у которого, правда, имелся пикирующий вариант Ju-K-47. Этот самолёт должен был якобы использоваться для доставки почты в труднодоступные районы Сибири, а для точности сбрасывания почты он должен был пикировать.

Конструктивно это был двухместный двухкилевой моноплан с мотором Бристоль Юпитер, вооруженный тремя пулеметами – двумя сиинхронными LMG 08/15 Spandau спереди и одним турельным сзади. Крыло с мощной механизацией обеспечивало выход из пикирования на большой скорости.

Ju-K-47 латвийских ВВС


От закупок Ju-K-47 ВВС РККА тогда отказались, посчитав, что с задачами, возлагаемыми на этот самолёт, лучше справляется Р-5, имеющий к тому же гораздо более существенную бомбовую нагрузку, чем мешок с письмами и посылками. На решение командования наших ВВС повлиял ещё и тот факт, что при испытаниях самолёта разбился его создатель Карл Плаут. Кроме того, лётчики, испытывавшие Юнкерс-К-47 в пикировании, жаловались на нечеловеческие перегрузки, способные привести к кратковременной потере сознания при выходе из пике. После этого Ju-K-47, производство которого перенесли в Швецию, стал поставляться сначала в Латвию, а потом и в тот же Китай.
Относительный успех Ju-K-47 позволил ведущему конструктору Юнкерса Герману Польману начать разработку более крупного пикировщика, изначально получившего обозначение Ju-87, и когда министерство авиации опубликовало свои требования, они идеально подошли под уже практически готовую машину, которая совершила первый полет уже в сентябре 1935 года.

По типу планёра Ju-87 был свободнонесущим монопланом цельнометаллической конструкции с низкорасположенным крылом и неубирающимся шасси.
Фюзеляж представлял собой дюралюминиевый полумонокок овального сечения, состоял из двух половин, верхней и нижней, которые соединялись примерно по средней линии фюзеляжа на заклепках при помощи уголковых профилей. В передней части фюзеляжа имелись три коробчатых силовых шпангоута. Средний из них доходил до верхней части фонаря кабины и защищал экипаж при полном капотаже самолета. Облегченные шпангоуты и стрингеры хвостовой части имели V-образную форму.
Крыло типа обратная чайка трапециевидной в плане формы с закругленными концами состояло из трех частей. Центроплан составлял одно целое с фюзеляжем. Каркас крыла был образован двумя лонжеронами с полками из L-образных профилей и большим количеством часто расположенных нервюр (по 40 штук в каждой отъемной части). В стыках отъемных частей с центропланом ставились коробчатые торцевые нервюры. Кроме последних, каждая отъемная часть имела четыре усиленные нервюры с гофрированными стенками. Остальные нервюры представляли собой V-образные профили, подкрепляющие обшивку, которая была работающей и состояла из гладких дюралюминиевых листов. Вдоль задней кромки располагались щелевые подвесные элероны и закрылки. Элероны могли отклоняться вниз, выполняя роль дополнительных закрылков. Под крылом располагались аэродинамические тормоза.
Оперение — цельнометаллической конструкции. Рули с компенсацией, балансировкой и управляемыми триммерами. Стабилизатор прямоугольной в плане формы крепился к фюзеляжу двумя подкосами с каждой стороны.
Неубирающееся консольное шасси обладало масляно-пневматической системой амортизации. Амортизационные стойки и колеса закрывались съемными обтекателями. Хвостовое колесо — ориентирующееся.
Пилотская кабина закрывалась общим фонарем, подвижная часть которого сдвигалась назад. За сиденьем стрелка в фонаре имелось большое отверстие для пулеметной установки. В полу кабины пилота был прорезан застекленный люк.
Силовая установка — перевернутый V-образный 12-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения Jumo.
Винт — трехлопастной типа  VS-5 изменяемого шага диаметром 3,4 м. Двигатель крепился к двум балкам моторамы, установленной на переднем шпангоуте. Радиатор располагался в туннеле под двигателем, его выходная щель имела регулируемые щитки. Два топливных бака емкостью по 250 л каждый размещались в центроплане между лонжеронами вблизи центра тяжести самолета.

1 – воздухозаборник маслорадиатора; 2 – откидные колпаки фонаря кабины; 3 – радиомачта; 4 – триммер; 5 – аэронавигационный огонь; 6 – буфер заднего колеса; 7 – технологическое отверстие; 8 – подножка; 9 – обтекатель основной стойки шасси; 10 – воздухозаборник водорадиатора.


В своем самолете Польман сумел совместить такие качества, как хорошую управляемость, отличный обзор и достаточную прочность конструкции, что было крайне необходимо пикировщику, совершающему маневры с большой перегрузкой. Не желая ослаблять крыло вырезами под ниши уборки шасси (характерно для новейших самолетов того периода), он выполнил стойки неубирающимися, а для уменьшения аэродинамического сопротивления заключил их в большие обтекатели – «штаны». Чтобы уменьшить высоту стоек шасси, применили крыло с изломом в виде «обратной чайки». Оно придало «штуке» весьма характерный внешний вид. Хорошей маневренности и управляемости способствовали щелевые элероны и закрылки типа Юнкерс и двухкилевое оперение – такое же, какое было на  Юнкерсе-К-47. Такое оперение давало лучший обзор и увеличивало сектор обстрела для заднего стрелка.
Правда, в одном из испытательных полетов на пикирование оперение не выдержало нагрузок и разрушилось. При этом летчик-испытатель и стрелок погибли. Поэтому на следующих экземплярах оперение переделали в обычное однокилевое.
Отличительной особенностью самолета Ju-87 стала его возможность пикировать отвесно к земле. Чтобы «штука» не разгонялась и не выходила за ограничения по скорости, были установлены воздушные тормоза в виде двух подкрыльевых отклоняемых пластин.
Довольно интересно была решена проблема сброса бомб. Чтобы бомба (размещенная под фюзеляжем) не зацепила воздушный винт, она отводилась на безопасное расстояние специальным устройством рамного типа, имевшим простую и надежную конструкцию. Собственно говоря, это и было то немногое, что Польман заимствовал у американского Curtiss P-6 Hawk.
Единственное, что вызывало озабоченность конструкторов, это недостаточно мощный двигатель. Первый прототип летал с английским Роллс-Ройсом «Кестрел» V мощностью всего 525 л. с. Ju-87 V-2 и V-3 оснащались уже немецкими 610-сильными двигателями Jumo 210A. Первые серийные самолеты Ju-87A, выпущенные в начале 1937 года, оборудовали моторами Jumo 210D мощностью 690 л. с. Но и этого было мало. «Штука» с невероятным трудом поднимала даже 500 кг бомбу. При этом стрелку приходилось оставаться на земле. Нормальная же бомбовая нагрузка, как правило, не превышала 250 кг.

 

Ju-87A


В декабре 1937 года Ju-87A направили в Испанию в помощь генералу Франко. Свой первый бой «штуки» провели 7 января 1938 г. и вскоре заслужили хорошую репутацию у летного состава и признание наземных войск за высокую точность бомбометания с пикирования (опытный летчик попадал бомбой в круг радиусом 15 м).

Ju-87A в Испании
Здесь, в Испании, немцам удалось в боевой обстановке «обкатать» большое число летчиков бомбардировочной авиации. Их группы прибывали из Германии, постоянно меняли друг друга. Но самое главное – развеялись все опасения скептиков из руководства люфтваффе.
Когда же в распоряжении конструкторов появился новейший двигатель Jumo 211А мощностью 1100 л. с., сомнений в эффективности нового пикировщика больше не возникало.


 

Ju-87B

Ju-87B

Самолет, получивший обозначение Ju-87B, значительно превосходил своего предшественника. Радикальной переделке подверглись шасси и фонарь кабины. Конструкция основных стоек шасси упростилась, исчезли дополнительные продольные и поперечные подкосы, обтекатели уменьшились в размерах и приобрели другую форму. Все части левой и правой стоек и обтекателей шасси стали симметричными и взаимозаменяемыми. Фонарь кабины был спроектирован заново. Теперь все подвижные элементы остекления не откидывались на бок, а сдвигались по направляющим назад. На переплете остекления фонаря осталась только одна стойка антенны, но под фюзеляжем появилась стойка буксируемой антенны радиостанции. Бомбовая нагрузка возросла до 500 кг . Размещать ее можно было не только под фюзеляжем, но и на четырех подкрыльевых бомбодержателях (4 бомбы калибра 50 кг). Усилилось и стрелковое вооружение. Вместо одного крыльевого пулемета MG-17 установили два. Увеличилась скорость полета и скороподъемность. Правда, дальность несколько сократилась из-за прожорливости более мощного V-образного 12-цилиндрового авиамотора Jumo-211, который при 150-миллиметровом диаметре цилиндра и 165-миллиметровом ходе поршня имел 34,989-литровый рабоxий объём и тысячесильную мощность.
К лету 1938 года производство самолета Ju-87 модификации А прекратили. Все силы бросили на производство новой машины. К двум заводам, выпускавшим до этого Ju-87, подключили еще один. После определенного успеха, выпавшего на долю Ju-87 в Испании, заказ на «штуку» был увеличен с 396 до 964 экземпляров.

 

Ju-87 в Польской кампании

Перед началом второй мировой войны летом 1939 г. на вооружении 9 авиагрупп находилось 348 Ju87. 300 были полностью боеготовы. Все самолеты уже только модификации В-1. Более старые Ju-87А передали в учебные подразделения.

1 сентября 1939 года в 4 часа 34 минуты обер-лейтенант Бруно Диллей из 3-го отряда 1-й эскадры пикирующих бомбардировщиков нажал кнопку бомбосбрасывателя, и первые бомбы упали на польском берегу Вислы. Началась вторая мировая...
«Восемьдесят седьмые» действовали в тылу противника, уничтожая коммуникации и военные объекты. Но вскоре, в результате полной безнаказанности, «штуки» начали «охотиться» даже за второстепенными целями, используя свои крыльевые пулеметы.
8 сентября они были привлечены к выполнению стратегической задачи – около 140 Ju-87 совершили массированный налет на Варшаву. Интересно, что первую воздушную победу во второй мировой войне также одержал экипаж Ju-87. Стрелок Франк Нойберт сбил из турельного пулемета польский истребитель PZL P.11.C.
Польская авиация в первые же дни войны была полностью подавлена, и Ju-87 действовали довольно нагло. Их потери оказались незначительными – 30 машин. Из них только 11 были сбиты истребителями.
После Польши немцы стали готовиться и к большой войне на Западе. Это, естественно, не могло не отразиться и на программе усовершенствования пикирующих бомбардировщиков. Ведь если в Польше Ju-87 . могли наносить удары по любому району, то их дальности для действия против Англии и Франции уже не хватало. Пришлось создавать новый вариант самолета Ju-87R-1, оснащенный двумя 300-литровыми подвесными топливными баками, что увеличило дальность полета с 800 до 1400 км (правда, бомбы под крыло уже не вешались).
Летом 1940 г. на вооружение начал поступать самолет с более мощным 1200-сильным двигателем Jurno 211Da, получившим обозначение Ju-87B-2. Ему соответствовал и дальний пикировщик R-2.
Однако война против Англии и Франции выявила серьезный недостаток Ju-87 – его уязвимость от истребителей противника. Уже в боях под Дюнкерком, когда англичане временно захватили превосходство в воздухе, Юнкерсы, не имевшие броневой защиты и хорошего оборонительного вооружения, понесли ощутимые потери.
В немалой степени этому способствовали английские Спитфайры и Харрикейны, вооруженные восемью пулеметами каждый, и которые были гораздо более эффективны, чем польские истребители, с двумя-четырьмя пулеметами.
Еще более серьезные потери немецкие пикировщики понесли в ходе битвы за Англию. Уже через 6 дней после начала этой воздушной операции командование люфтваффе решило прекратить использование Ju-87 на данном направлении. В противном случае это могло бы привести к полному истреблению всех соединений немецких пикировщиков.
Штуки были переброшены на Балканы, в Италию и Северную Африку. Здесь, в условиях слабого противодействия вражеской авиации они вновь доказали свою высокую эффективность, в том числе и при ударах по кораблям противника.

 

Ju-87 в Великой Отечественной

К лету 1941 г. большое количество Ju-87 было переброшено к границам Советского Союза. В основном это были Ju-87B-2, так как практически все самолеты модификации В-1 к этому времени передали в учебные группы.
Начало войны против СССР для немцев пошло по привычному сценарию: удары по аэродромам, завоевание полного господства в воздухе и безнаказанные действия Ju-87 по сухопутным войскам и тыловым объектам. Тяжелые потери от точных ударов немецких пикировщиков понес и наш морской флот.

22 июня 1941 года Ju-87 всего за 15 минут полностью уничтожили на марше 171-й легкий артиллерийский полк 49-й стрелковой дивизии 4-й армии, вывели из строя всю матчасть 75-го гаубичного артполка 27-й стрелковой диви­зии 3-й армии, нанесли «ощутимые потери» 164-му легкому артполку 2-й стрелковой дивизии и 7-му гаубичному артполку 7-й танковой дивизии 6-го механизированного корпуса 10-й армии — и полностью разгромили артилле­рию оборонявшейся на Августовском канале 56-й стрелко­вой дивизии 3-й армии. Уже первый бомбовый удар вывел из строя больше половины орудий, много тягачей и автома­шин и уничтожил много бойцов и командиров ее 247-го гаубичного артполка, а второй совершенно добил эту часть (из 1240 человек личного состава к Неману вскоре вышло всего 78).
Немалый вклад был внесен «Штуками» и в унич­тожение 113-го легкого артполка 56-й дивизии, в котором к 18.00 осталось всего два орудия. Большой урон нанесли они в тот день и 85-й стрелковой дивизии 3-й армии юго-западнее Гродно («очень серьезные потери в людях, матчасти и конском составе» понес, в частности, один из диви­зионов ее 223-го гаубичного артполка) и 30-й танковой ди­визии 14-го механизированного корпуса 4-й армии северо-восточнее Бреста. Бомбя боевые порядки 57-го танкового полка 29-й танковой дивизии 11-го механизированного корпуса 3-й армии западнее Гродно, Ju-87 добились уничтожения нескольких прямых танков, поскольку бортовую броню легко пронизывали осколки 250-кг авиабомб.

25 июня в районе Маковлян (юго-западнее Гродно) «лаптёжники» уничтожили всю артиллерию и огромное количество людей и лошадей 94-го кавалерийского полка 6-й кавалерийской дивизии 6-го кавалерийского корпуса конно-механизированной группы И. В. Болдина и нанесли большие потери 8-му танковому полку 36-й кавалерийской дивизии того же корпуса.
26 июня в районе Большой Берестовицы (севернее Волковыска) «Штуки» рассеяли 144-й кавалерийский полк 36-й кавдивизии, а севернее Белостока нанесли значительный урон отходившему от Осовца на Супрасль 200-му стрелковому полку 2-й стрелковой дивизии 10-й армии.
27 июня после налета Ju-87 в двух оборонявшихся на реке Нарев в районе Белостока батареях 128-го отдельного про­тивотанкового дивизиона 86-й стрелковой дивизии 10-й армии осталось лишь 3 орудия, а в районе Волковыска «лапте жни кя» уничтожили почти всю матчасть, оставав­шуюся еще в 35-м танковом полку 6-й кавдивизии.
На Северо-Западном фронте на долю «Штук» пришелся «значительный процент» тех примерно 90 БТ-7, Т-28 и Т-34, которые были потеряны 22 июня 5-й танковой дивизией в бою за Алитус; на Южном фронте Ju-87 из 77-й пикировочной эскадры 8 июля нанесли «значительные потери» наступавшему в Северной Бессарабии (севернее города Бельцы) 2-му механизированному корпусу.
Однако военная кампания на Востоке мало напоминала немцам Польшу и Францию. Советские истребители даже в одиночку дрались яростно и умело. Первый Ju-87 немцы потеряли уже в 10 часов 22 июня. Его протаранил лейтенант Пачин из 127-го ИАП в районе города Гродно. Несмотря на господство в воздухе немецкой авиации, Штуку сбивали довольно часто. Так, за три недели боев командира III./ StG1 гауптмана  Малке трижды сбивали за линией фронта в расположении советских войск. Дважды он сам выбирался обратно, а в третий раз, 8 июля, атакуя танковую колонну, Малке был тяжело ранен и его вывезла из-за линии фронта специальная поисковая группа.

 

Ju-87D

Ju-87D-3 румынских ВВС (Forţele Aeriene Regale ale României)

Немецкие самолеты, и в первую очередь Ju-87, стали нести значительные потери. Не помогло и появление на фронте новой модификации «штуки» Ju-87D, оснащенной 1400-сильным двигателем и имеющей лучшую живучесть за счет дополнительного бронирования. Первые Ju-87D-1 появились на фронте в январе 1942 года под Ленинградом. Затем они приняли активное участие в ходе немецкого наступления под Сталинградом, где выполнили тысячи вылетов, практически полностью уничтожив город (См.: Сталинградская битва).
В это время у немцев появились два новых варианта самолета – буксировщик планеров Ju-87D-2 и штурмовик D-3 с усиленным бронированием.

К началу  немцы подготовили усовершенствованные самолеты Ju-87D-5 с крылом увеличенного размаха и крыльевыми 20-мм пушками, а также истребитель танков Ju-87G, под крылом которого подвешивались две 37-мм пушки. При этом Ju-87G не производились серийно, а переоборудовались из Ju-87D-3 и D-5, получая при этом обозначение G-1 и G-2 соответственно.
На испытаниях Ju87G-1 показал себя медлительным и очень неповоротливым, что в сочетании с уменьшенным бронированием и слабым оборонительным вооружением делало машину идеальной мишенью для истребителей. Максимальная скорость самолета снизилась на 30-40 км/ч. Ju87G-1 уже не пикировал. атака целей производилась с планирования под углами не более 10-12 градусов. Кроме этого, по показаниям пленных немецких летчиков ввод в планирование был затруднительным. Затруднительным было и прицеливание вследствие плохой путевой устойчивости самолета, обусловленной аэродинамическим влиянием пушечных установок, большими разнесенными массами.
Пушки Bk-3.7 имели довольно невысокую скорострельность и низкую надежность автоматики. По немецким данным пушка имела скорострельность до 70 выстрелов в минуту. Однако по данным НИИ ВВС КА вследствие недоведенности автоматики пушки ее боевая скорострельность ограничивалась в среднем одним выстрелом в две секунды. Низкая же практическая скорострельность самих пушек приводила и к весьма ограниченному числу выстрелов (не более двух) в одной атаке. Положение усугублялось еще и сильной отдачей пушек при стрельбе в воздухе и спецификой размещения их на машине. Вследствие этих причин штурмовик испытывал сильный пикирующий момент и возникала раскачка самолета в продольной плоскости при стрельбе в воздухе. Удерживание линии визирования на цели во время стрельбы по наземным целям и ввод поправок в прицеливание было очень сложной задачей и практически невыполнимой. Поэтому прицельным мог быть только первый выстрел. В то же время подкалиберный снаряд к ВК 3.7, имея при стрельбе в воздухе начальную скорость около 1170 м/с (по данным НИИ ВВС РККА), с дистанции до 400 м мог пробить советскую танковую броню толщиной до 52 мм.
Тем не менее, один из наиболее известных летчиков люфтваффе командир 10.(Pz)./ StG2 гауптман Рудель уже в первый день сражения, 5 июля, заявил об уничтожении 12 советских танков. Причем 4 танка, по его словам, были уничтожены в первом боевом вылете. Всего же немецкие пилоты заявили об уничтожении в этот день 64 танков Красной Армии. 7 июля 1943 г. пилоты StG77, StG2 и Sch.G1 доложили об уничтожении 44 танков, 20 орудий и около 50 автомашин. В течение 8 июля пилоты этих же эскадр и противотанковой группы FuPz уничтожили и повредили 88 танков, 5 артиллерийских и 3 зенитных орудий, 2 установки гвардейских минометов БМ-13 и около 40 автомашин.

Заявления немецких пилотов об уничтожении большого количества советских танков, как, впрочем, и других наземных целей, обычно не подтверждались ничем, кроме их собственных слов. На большинстве самолетов кинофотопулеметы отсутствовали, а если и были, то фиксировали не столько результат действия, сколько попадания снарядов в танк. Как и следовало ожидать, реальные потери советских танкистов от бомб и артогня немецкой авиации в действительности оказались значительно скромнее, чем это отражается в докладах немецких пилотов.
Однако сражение на Курской дуге (См.:
Курская битва) стало для Ju-87 последним. Тихоходные Штуки с успехом сбивались нашими истребителями, несмотря на прикрытие Мессершмиттов. Нелишним будет вспомнить и воздушный бой, в котором младший лейтенант  Горовец сбил девять Ju-87.
С той поры Ju-87 использовались как тренировочные, а оставшиеся в войсках оснастили пламегасителями и перевели в подразделения ночных бомбардировщиков. К осени 1944 г. к дневным вылетам привлекались только штурмовики Ju-87G. Пикирующие бомбардировщики были заменены усовершенствованными самолетами FW-190F и G. В это время прекратилось и серийное производство самолета. Всего было построено 5709 машин.

Ju-87G

>12 танков из Сорокопятки в одном бою
Как наш лётчик одним снарядом обездвижил 20 эшелонов
Как Т-70 подбил Тигр
Как матрос Кайда убивал немцев кулаком
Как Европа теряет обороноспособность

Как Тимофей Хрюкин потопил авианосец

Как один осетин перестрелял 108 немцев в одном бою

Как Яков Чугунов подбил семь танков одними гранатами
Михаил Тимофеевич Калашников

Как рядовой Иван Ищенко заколол штыком семерых немцев

Как Дмитрий Шолохов подбил 25 танков в одном бою

Как трое казаков порубили немецкую автоколонну
Как разгильдяи утопили подводную лодку
Красноармеец Гитлер
Пушка, стрелявшая по Парижу за 115 км от него
Как наши кавалеристы порубили три румынских полка
Штыковой бой под Мельниками
Военное делоКак наши артиллеристы вели огонь нагретыми снарядами
Военное дело
ТБ-3
Военное делоБратья-бронебойщики Остапенко, подбившие вдвоём 20 танков
Военное дело130-мм пушка М46

Военное дело Игорь Иванович Сикорский
Военное дело Илья Муромец С-22
Военное дело
Рокоссовский
Военное дело Т-34-76
Военное дело Печенег
Военное делоВЧК
Военное дело PzKpfw IV – основной противник советских танков

Военное делоМадсен Madsen
Военное делоРейд генерала Баданова на станицу Тацинскую