Подать объявление


универсальный портал обо всём

  Рейтинг@Mail.ru

 

Раньше квартиры меняли на машины

В последнее время, когда базальная имплантация зубов перестала быть редким явлением, автомобиль перестал быть чем-то недоступным для простого смертного. Конечно, существуют такие автомобили, которые мало кому доступны и сейчас, однако купить Фольксваген, Рено или уж, на худой конец, образец продукции АвтоВАЗа может теперь каждый.
Но менять квартиру на автомобиль, даже на самый дорогой и престижный, не будет в наши дни никто. А ведь еще совсем недавно были времена, когда одна квартира стоила один «Жигуль».
До окончания советских времен квартиры, за исключением кооперативных, не могли быть предметом купли-продажи, и стоимость у них была не рыночная, а балансовая. Однако кооперативные квартиры свою цену всё-таки имели. Рассчитывалась она из госцены квадратного метра, которая в том самом пресловутом 1971 году составляла 160 рублей.
Этот 1971 год мы помним не только как последний год золотого доллара, но и как год появления в автомагазинах автомобиля Жигули ВАЗ-2101. Стоил этот автомобиль в магазине 5620 рублей, 120 из которых приходилось на приёмник, от которого, правда, можно было и отказаться, но, конечно же, мало кто отказывался. Средняя же кооперативная однушка площадью 36 кв.м стоила в том самом 1971 году 5760 рублей, что было лишь на 140 рублей дороже, чем «Жигуленок».

Жигулёнок стоил целой квартиры, но не потому, что он был такой дорогой, просто квартиры были такими дешёвыми.


Об обмене квартир раньше договаривались в Банном переулке.

Предметом обмена на машину могли быть и дачи.

Однако не всё в СССР измерялось деньгами. Многое зависело от возможности достать. Слово «достать» тогда означало отнюдь не «надоесть», а добыть. Кто-то в те времена мог достать машину, то есть получить право приобретения оной по магазинной цене вне очереди, а кто-то мог достать квартиру, то есть, имел возможность встать в очередь на таковую на первое место. При этом тех, кто имел возможность достать и то, и другое одновременно, на всю страну были считанные единицы… тысяч. Но тому, кто распределял квартиры, хотелось и машину, а тому, кто распределял машины, часто хотелось и квартиру. Поэтому уже тогда появилась практика обмена машины на квартиру. Конечно, напрямую такую сделку оформить было нельзя, но в советских условиях то, что было нельзя, но очень хотелось, всегда было можно.

Предметом обмена на машину могли быть и дачи. Сам по себе голый участок ничего не стоил, и выдавали его бесплатно, но если на нём стоял капитальный дом и росли плодоносящие деревья, то цена такой дачи доходила до цены 24-й Волги.

Однако практика обмена жилья на автотранспорт сложилась отнюдь не в 1971 году, а гораздо раньше. Дело в том, что жильем в советские времена были не только квартиры, но и частные дома, которые свободно продавались и покупались.
Открутим теперь колесо истории на десять лет назад и заглянем в 1961 год. Жигулей тогда не было. Их функцию в те времена выполнял Москвич-407, стоивший 2511 новых рублей 25 копеек. За такие деньги в среднем российском городе можно было купить капитальный каменный дом площадью квадратов в сто. Если такой дом доставался в наследство, скажем, молодой семье, уже имеющей своё жильё, то она с удовольствием меняла дом на машину – деньги-то Хрущев обещал вскоре отменить, а машина останется машиной и после провозглашения коммунизма.
Дешевле «Москвича» был Горбатый Запорожец ЗАЗ-965, стоивший 1800 «рэ», но на него не меняли даже полуразвалившуюся халупу – тогдашние «Москвичи» славились
своей долговечностью, и многие из них дожили не только до даты обещанного коммунизма, но бегают и сейчас, а «Горбатый Запор» выходил из строя через пару сезонов.
Была и более дорогая машина – Волга ГАЗ-21. Стоила она в 1961 году 5600 рублей, которые по покупательной способности были гораздо дороже, чем 5600 рублей 1971 года. Достаточно сказать, что средняя зарплата в 1961 году составляла 81 рубль 30 копеек, а в 1971 - 131 рубль 32 копейки.
Дом за 5600 рублей тогда надо было еще поискать – чтобы стоить столько, он должен был стоять в центре областного центра напротив здания обкома партии, иметь телефон и центральное отопление. Но если у человека был такой дом, то у него была и «Волга», а то и ЗиМ. Поэтому случаев обмена ГАЗ-21 на дома в те времена не было. Были они в середине 70-х годов, когда ГАЗ-21 стоила 12-15 тысяч в зависимости от степени износа. Столько же стоил ГАЗ-69, на который в году эдак 1975 тоже охотно меняли хорошие дома.

Очередь на такси в Новосибирске, 1975 год.


Но вернемся снова в хрущевские времена. Первый почин обмена домов на машины состоялся в 1957 году. В тот год Чеченам разрешили возвращаться в родные места. С 1944 года в тех местах, куда их выселили – чаще всего в Казахстане – они успели устроиться, отстроиться и обзавестись хозяйством. Уезжая на родину, они меняли дом на машину, чаще всего на «Победу», стоившую 16 тысяч рублей «старыми» (при средней зарплате в 757 старых рублей), грузили на нее домашний скарб, упихивали в нее всё многочисленное семейство и ехали в воссозданную Чечено-Ингушетию. Там они снова меняли машину на дом и обосновывались на исторической родине.
В первые послеперестроечные времена люди еще не умели ценить квартиры - многими они воспринимались, как нечто, само собой разумеющееся, которое государство рано или поздно обязано выдать. Машина же по традиции всё еще воспринималась как символ принадлежности к числу людей первого сорта. Поэтому многие граждане меняли квартиры на ВАЗ или подержанную иномарку, а иногда даже приплачивали за машину и какие-то деньги. В 1991 году за однушку давали «шестерку», а за двушку - автомобиль Опель-Рекорд 1982 года выпуска.

Кухня в советской хрущёвке


Часто квартиры меняли и на грузовые автомашины. Особенно это было распространено в бывших советских республиках, откуда толпами уезжали русские. В 1993 году однушка в Алма-Ате стоила 3500 долларов. Двушка в панельном доме – 3800. Нечего было и мечтать поменять ее на Мерседес, стоивший тогда 25-30 тысяч долларов. Однако на эти деньги можно было приобрести бортовой ЗиЛ-130 или мебельный фургон на базе ГАЗ-53. А очень хороший дом можно было поменять на целый КАМАЗ. Большим спросом пользовался ГАЗ-66 с отапливаемым кунгом. В этом кунге жила вся семья до тех самых пор, пока ее глава не найдет, на какое жилье можно поменять грузовик. Кроме того, ГАЗ-66 мог при своей проходимости забраться в самую непролазную грязь, куда обычно и переезжали вынужденные переселенцы.
Погрузив в кузов всю мебель, русские казахстанцы уезжали в глухую алтайскую деревню, покупали дом за два миллиона тогдашних рублей (1600 долларов) и начинали новую жизнь сельскохозяйственных тружеников.

Русские
Украинцы

Татары
Мордва
Удмурты
Бесермяне
Узбеки
Казахи
Киргизы
Башкиры
Чуваши
Чеченцы
Армяне
Осетины
Чукчи
Цыгане

Происхождение русского мата
Андроновцы были предками славян
Православные молитвы на всякую потребу

Арийский язык
Лагман
Плов
Манты
Сырники
Все города России
Почему у азиатов узкие глаза
Все страны мира и численность их населения
Людские потери стран во второй мировой
Все города России и численность их населения
Самый маленький город России
Столицы стран мира
Средняя продолжительность жизни в странах мира
Рейтинг стран мира по площади их территорий
Во что верят китайцы

Во что верят американцы
Первый советский ноутбук

Потери немецкой авиации
Россия и педерасты
Как педерасты убили Пушкина
Устройство против подпрыгивания автоматного ствола
Лидеры всех стран и их портреты
Одним выстрелом трёх немцев
Тайна генотипа Рюриковичей
Кто такой Яценюк
Евреи в Вермахте
Евреи-полицаи
Мигранты из Средней Азии – угроза нашим детям
Американцы о русских
Американцы о русской армии
Полуторка
ЗиС-5
УралЗИС-355М
ГАЗ-66
ЗИЛ-130
ЯАЗ/КрАЗ-214
ЗиЛ-131
Урал-375
КамАЗ

Как наш лётчик одним снарядом обездвижил 20 эшелонов
Как Т-70 подбил Тигр
Как матрос Кайда убивал немцев кулаком
Европа теряет обороноспособность
Как наши артиллеристы вели огонь нагретыми снарядами

ГАЗ-21

Москвич-407

ЗиЛ-130

ЗАЗ-965