<

 





Подать объявление


универсальный портал обо всём


Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Нива, которая не комбайн

Сергей Шумаков

Если в первой половине 70-х годов советский человек слышал слово Нива, его мысленному взору представал самоходный зерноуборочный комбайн СК-5, выпускаемый ростовским заводом Ростсельмаш. Однако с 5 апреля 1977 года в сознании наших сограждан слово Нива стало ассоциироваться с автомобилем повышенной проходимости ВАЗ-2121. Именно в этот день широкой публике был представлен автомобиль повышенной проходимости, в названии которого, прочитанном как [`naivə] англоязычные журналисты тут же нашли что-то японское. Поэтому вскоре наши маркетологи придумали для экспортного праворульного варианта имя Taiga. Однако англичанам такое название не понравилось, и они придумали для нее кличку Cossack, которая в 1980 году стала ее торговой маркой во всём капиталистическом зарубежье.

Еще в 1970 году, когда с конвейера ВАЗа начали сходить первые Копейки, было предложено создать полноприводной вариант Жигулей. Опыт подобного конструирования уже был. Так, у Москвича-407 был полноприводной вариант Москвич-410, у Победы М-20 был полноприводной вариант М-72 (Читать статью о ней →) (не путать с одноименным мотоциклом), и даже у знаменитой Волги ГАЗ-24 существовала полноприводная модификация, которая, правда, осталась в четырех экземплярах, один из которых был подарен Брежневу и использовался им для поездок на охоту.

Однако полноприводные Жигули оказались на вид еще более неказистыми, чем Москвич-410. Копейковский кузов был задран на высоту 220-миллиметрового клиренса, а из-под днища торчали укороченные УАЗовские мосты. В результате в конкурсе на советский джип их стал обходить Москвич-2150. Советское правительство было готово отдать предпочтение очередному продукту АЗЛК, внешне похожему на уменьшенный Лэнд-ровер. Это и неудивительно – джип предполагалось продавать жителям сельской местности, и главным достоинством должна была стать не внешность, а высокая проходимость. Поэтому-то даже имя ему придумали с колхозным уклоном – Нива. Да-да, это имя было первоначально зарезервировано для полноприводного Москвича.

Но тут в недрах конструкторского бюро Волжского автозавода возник проект, при виде которого правительственная комиссия резко изменила свое мнение. Автомобиль так ей понравился, что имя популярного комбайна, которое собирались присвоить Москвичу-джипу.

Однако вазовская Нива была отнюдь не колхозной машиной. Дизайн у нее был вполне современным, качество сборки не уступало европейским аналогам, а под капотом стоял довольно мощный по тем временам двигатель.

Кстати, о двигателе.

В качестве силового агрегата на Ниве первоначально использовался двигатель ВАЗ-2106. Коленвал и шатунная группа была им унаследована от двигателя Тройки ВАЗ-2103 (Читать статью о ней →) . Поэтому ход поршня составил 80 мм. Однако диаметр цилиндра был не 76 мм, как у Тройки и у Копейки, а такой же, как у Одиннадцатой – 79 мм. Рабочий объем достиг, таким образом, 1568 кубических сантиметров. Но если двигатель простой Шохи выдавал на горе лишь 77 л.с., то тот вариант, что ставился на Ниву, развивал 80 л.с. Причиной этой разницы был впускной клапан – на Ниве он был несколько большего диаметра, в результате чего в цилиндр за время всасывания поступало несколько большее количество рабочей смеси.

Правда, на экспортный вариант ставили в основном одиннадцатый двигатель – при меньшем рабочем объеме он облагался в Европе меньшим налогом и расходовал меньше топлива, что для Европы было весьма немаловажно.

Длина автомобиля была мала даже для малого класса. Она составляла 3 метра 74 сантиметра, что было на 30 см меньше, чем у Жигулей. Ширина же, наоборот, была значительно больше жигулевской  и составляла 168 см. Довольно большой была высота – 164 см. Это, с одной стороны, позволяло себя комфортно чувствовать в салоне двухметровому водителю или пассажиру, но с другой придавало автомобилю бóльшую парусность, что, во-первых, снижало устойчивость и управляемость, а, во-вторых, вело к увеличению и без того высокого расхода топлива.

Кстати, о расходе.

По умолчанию полноприводной автомобиль – а у Нивы был постоянный неотключаемый полный привод – расходует больше бензина, чем их передне– или заднеприводные собратья. Однако у Нивы была еще одна причина повышенного расхода. Причина эта была спрятана в раздатке. Раздаточная коробка имела две ступени. Если дорожные условия ухудшались, можно было заблокировать межосевой дифференциал и включить понижающую передачу, передаточное число которой равнялось 2,212. Однако и первая передача раздатки была не прямой, а имела передаточное число, равное 1,2. Именно это обстоятельство еще более ухудшало топливную экономичность, а также снижало максимальную скорость, ограничивая ее 132 километрами в час. Именно поэтому так называемые поливальщики снимали с Нивы раздаточную коробку, ставили волговский кардан и гнали по трассе автомобиль, нагруженный алматинским апортом со скоростью почти  160 км/ч.

Кстати, о поливальщиках.

Так называли тогда спекулянтов, покупавших яблоки в Алма-Ате на Зеленом Базаре и везших их на продажу в Барнаул, жители которого видели яблони только на картинках. Расторговавшись, они покупали там алтайскую картошку и везли ее к нам на Зеленый базар. Этот процесс в те времена назывался поливом. Так вот, для поливальщиков Нива с ее задней дверцей и съемными задними сиденьями оказалась истинным подарком, и они стремились приобрести именно ее, несмотря на то, что цена на нее была поистине кусачей.

Кстати, о цене.

Появление Нивы на советском автомобильном рынке совпало с первым после смерти Сталина витком повышения цен. За три дня до ее презентации, 2 апреля 1977 года такса в такси поднялась на 100% – до 20 копеек за километр. В несколько раз подорожал автомобильный бензин, сильно подорожали готовая одежда, еда в ресторанах и, главное, были многократно наценены золотые изделия. При золотом содержании рубля в 0,987412 грамма грамм золота 585-й пробы стал стоить 43 рубля. На две трети подорожала стеклотара – пивная бутылка-чебурашка, стоившая 12 копеек, стала стоить 20. Неудивительно, что и Нива, цена которой первоначально планировалась на уровне восьми тысяч рублей, стала стоить 10 300 рэ. В переводе на нынешние деньги она бы стоила примерно два миллиона рублей.

В истории мирового автомобилестроения Нива оставила заметный след, и помимо того, что ее называют лучшим советским автомобилем, она многими считается первым кроссовером.

 Нива установила ряд мировых рекордов. За ней, например, числится рекорд… высоты. Дело в том, что в 1998 году она поднялась в базовый лагерь под Эверестом на высоте 5200 м, а в 1999 году на Тибетском плато в Гималаях взяла высоту в 5726 м над уровнем моря.

Производится Нива до сих пор. Правда, она получила новые задние фонари, измененную заднюю дверь и 1,7-литровый двигатель, полученный путем надевания головки от мотора ВАЗ-21093 на шестеркинский двигатель. Диаметр цилиндра возрос до 82 мм и при прежнем ходе поршня объем составил 1690 куб. см. Мощность, правда, возросла всего на 1 л.с., но зато вырос крутящий момент, за счет чего улучшилась и проходимость.

За время выпуска из полутора с лишним миллионов за границу было отправлено свыше 500 тысяч в более чем 100 стран. Ежегодно около 15 тысяч Нив экспортировались в страны Латинской Америки, Африки и Среднего Востока, Европы, в том числе в Германию, Францию и Грецию, где по сей день есть клубы любителей Нивы. Такие же клубы существуют и в Японии. Встречаются Нивы и в Австралии, и в Канаде, и даже в США я в начале 90-х годов часто встречал Нивы с техасскими, аризонскими и калифорнийскими номерами.

Нива в Америке

Нива в Америке

82-летний дед застрелил из дробовика сотника Майдана

Партизаны ХНР поздравили карателей из Василька с Днём Незалежності...
Партизаны не дали выйти из Мариуполя воинской колонне

Прорыв к Азовскому морю

Мариупольские партизаны не выпустили из Мариуполя колонну нацгадов, шедшую на подмогу пограничникам

Мариупольские партизаны атакуют посты Нацгвардии и пограничников
В Мариуполе из ПТРС застрелен ветеран 3-го батальона рейнджеров
В Иловайске убит американский наёмник
Ополченцы сбили два Ми-24

Новороссия исторически не является Украиной
На родине Паши Ангелиной разгромлен украинский конвой
Харьковские партизаны опробовали захваченный Джавелин
Партизаны Харьковской области разгромили вражескую автоколонну и захватили американские ПТУРы
Запорожские партизаны уничтожили шесть бензовозов
Украинская авиация бомбит своих, чтобы не переходили в Россию
Как ополченцы взяли БТР бензопилой

Украина испугалась танковых учений в Приднестровье
Украинскими танками управляют чернокожие наемники
В Мариуполе снайперы-партизаны убили ещё одного американца
Ополченцы Мозгового уничтожили роту противника и три «Урала»

Шведский неофашист на украинском Остфонте Русский предатель на украинском Остфонте
Иностранные головорезы на Украинее
Внук убитого берсальера прибыл на Украину мстить русским за деда
Как поэт-артиллерист спас танковую армию


 

>Русские
Украинцы
Татары
Казахи
Башкиры
Чечены
Армяне

Осетины

Все города России

Великий Новгород
Почему у азиатов узкие глаза
Все страны мира и численность их населения
Людские потери стран во второй мировой
Все города России и численность их населения
Самый маленький город России
Рейтинг стран мира по площади их территорий
Монархии мира
Потери немецкой авиации
Россия и педерасты

Как участники русско-японской войны били под Москвой немцев из пушек времён осады Плевны
Лидеры всех стран и их портреты

БТ-7 в боях за Родину
Российская база на острове Котельный
Комплекс активной защиты Арена

Одним выстрелом трёх немцев
Тайна генотипа Рюриковичей
Евреи в Вермахте
Евреи-полицаи
Мигранты из Средней Азии – угроза нашим детям
Американцы о русских
Боевое применение Т-70
Боевое применение БТ-5
Боевое применение БТ-7
Боевое применение Т-26
Боевое применение КВ-2
Боевое применение Т-28

Новороссия исторически не является Украиной

М1 Абрамс
Меркава Mk.4
Challenger 2
Леклерк
F-1666
МиГ-29
МиГ-21

БМП-3
БМП-1
Stryker
Панцирь против Томагавков
Томагавк
Puma, от которой отказался Бундесвер

АМО-Ф-155
Я-3
Поуторка
ЗиС-5
ГАЗ-51
ЗиС-150
ЯАЗ/МАЗ-200
ЗиЛ-157
УралЗИС-355М
ГАЗ-66
ЯАЗ/КрАЗ-214
ЗиЛ-131
Урал-375
КамАЗ