универсальный портал обо всём

Рейтинг@Mail.ru

 

 

Осетины

 

Осетинский народ является результатом смешения древнего иберийского населения Кавказа и аланов – потомков жителей евразийской степи.
В X-III тысячелетиях до н.э. Европа была заселена иберийскими народами, носившими Y-гаплогруппу G2. Они были кареглазы (голубоглазые люди появились позже), имели каштановые волосы и не переваривали молочную пищу. По занятиям они были козлопасами – мясо козлов они принимали в пищу, а в шкуры козлов одевались.
После вторжения в Европу индоевропейцев, иберийцы, привязанные и до этого к горным и предгорным районам из-за обитания там коз, так и остались горцами. Ныне их потомки распространены лишь в Пиринеях и на островах Средиземноморья. Единственное место, где иберийцы сохранились в больших количествах, это Кавказ. Как пахотная земля из-за горного рельефа он был никому не нужен, кроме самих носителей гаплогруппы G2, которые как раз и были привязаны к горным пастбищам.
Именно эта гаплогруппа и преобладает у осетин. Однако преобладает она не только у них. Наибольшее распространение она имеет у сванов (91%) и шапсугов (81 %). У осетин её носителями являются 69,6% мужчин.
Многие наши читатели спрашивают, почему осетины, чей язык считается потомком аланского, имеют кавказскую гаплогруппу, в то время как аланы – потомки скифов и сарматов – должны были иметь гаплогруппу R1a1. Дело в том, что осетины являются потомками не столько аланов, сколько аланок – носительниц митохондриальной гаплогруппы H. Мужская часть алан была поголовно истреблена Тамерланом, и оставшиеся женщины вступили в браки с кавказскими автохтонами. Они-то и передали осетинам Y-гаплогруппу G2.
Как известно, дети говорят на языке матерей. Поэтому осетины и сохранили арийский язык. Язык осетин принадлежит к иранской ветви индоевропейской семьи, точнее – к северо-восточной группе иранских языков, к которой относят хорезмийский, согдийский и сакский языки, а также языки древних скифов и сарматов. Правда, сейчас этот язык засорен заимствованиями из адыгских, нахско-дагестанских и картвельских языков.
Значительно обогатило осетинский язык, особенно его словарный состав, влияние русского языка. Современный осетинский язык делится на два основных диалекта: иронский (восточный) и дигорский (западный). По определению лингвистов, дигорский диалект более архаичен. В основу литературного языка положен иронский диалект, на котором говорит подавляющее большинство осетин. Дигорский и иронский диалекты осетинского языка различаются, в основном, в фонетике и лексике, в меньшей степени в морфологии. В дигорском, например, нет гласного [ы] – иронскому [ы] в дигорском диалекте соответствуют [у] или [и]: мыд – муд «мёд», сырх – сурх «красный»,цыхт – цихт «сыр». Среди совершенно различных в двух диалектах слов можно назвать гæды – тикис «кошка», тæбæгъ – тефсег «тарелка», æвзæр – лæгъуз «плохой», рудзынг – къæразгæ «окно», æмбарын – лæдæрун «понимать».

Осетинская свадьба
В 1789 году в Осетии была принята письменность на основе церковно-славянского алфавита. Современная осетинская письменность создана в 1844 году российским филологом финского происхождения Андреасом Шёгреном. В 1920-е годы для осетин ввели латинский алфавит, но уже в конце 1930-х северных осетин вновь перевели на русскую графику, а южным, административно подчинённым Грузинской ССР, навязали грузинский алфавит, но в 1954 году южные осетины добились перехода на алфавит, использовавшийся в Северной Осетии.
Все осетины говорят по-русски. Обучение в начальной школе ведётся на осетинском, а после четвёртого класса – на русском с продолжением изучения осетинского языка. В быту многие семьи пользуются русским языком.
Самоназвание осетин – upoн, а свою страну они называют Иристои пли Ир. Однако жители Дигорского ущелья и выходцы из него называют себя дигорон. В этих самоназваниях отразились прежние племенные делениля осетинского народа. В прошлом жители отдельных ущелий называли себя также особыми названиями (по названиям ущелий) – алагнрцами, куртатпнцаыи и т. д.

Православное богослужение в осетинской церкви
Большинство верующих осетин считаются православными, принявшие христианство несколькими этапами из Византии, Грузии и России. Часть осетин исповедуют ислам суннитского толка, воспринятый в XVII–XVIII веках от кабардинцев. Многие осетины сохраняют элементы традиционных верований. Так, у осетин под видом Святого Георгия почитается бог войны Уастырджи, а под видом Ильи пророка почитается бог-громовержец Уацилла.

Джеоргуыба – традиционный праздник, посвященный святому Уастырджи, празднуют только мужчины.
В прежние времена осетины жили в сельских поселениях, называемых кау (хъӕгу). В горной полосе преобладали сравнительно небольшие селения, часто разбросанные по склонам гор или у берегов рек. Расположение селений по крутим склонам гор объяснялось тем, что удобные земли, использовались под пашни и сенокосы.
Постройки возводились из естественного камня, а в ущельях, богатых лесом, жилища строили из дерева.

Остатки осетинской сторожевой башни в Южной Осетии
Каменные дома строились в один-два этажа. В двухэтажном доме нижний этаж предназначался для скота и хозяйственных помещений, верхний – для жилья. Кладка стен производилась всухую с засыпкой пустот между камнями землей, реже – на глиняном или известковом растворе. Для междуэтажных перекрытий и дверей использовалось дерево. Крыша плоская земляная, стены часто выводились выше крыши, так что получалась площадка, которая использовалась для просушки зерна, шерсти и для отдыха. Пол делали земляной, реже – деревянный. Стены жилых помещений внутри обмазывались глиной и белились. Вместо окон в одной из стен дома делались небольшие отверстия, закрывавшиеся в холодную пору каменными плитами или досками. Нередко со стороны фасада у двухэтажных домов имелись балконы или открытые веранды. В условиях существования больших семей дома обычно бывали многокомнатными.

 

Осетинский дом-крепость ганах в разрезе

Самая большая комната «хадзар» (хӕдзар) являлась одновременно столовой и кухней. Здесь семья проводила большую часть времени. В центре хадзара находился очаг с открытым дымоходом, отчего стены и потолок покрывались толстым слоем копоти. Над очагом к деревянному брусу в потолке подвешивалась цепь для котла. Очаг и цепь считались священными: около них совершались жертвоприношения и моления. Очаг считался символом единства семьи. У очага устанавливались, подпирая потолочную перекладину, деревянпые столбы, которые богато орнаментировались резьбой. Очаг делил хадзар на две половины – мужскую и женскую. В мужской половине на стенах развешивались оружие, турьи рога, музыкальные инструменты. Здесь находилось полукруглое деревянное, украшенное резьбой кресло, предназначавшееся для главы дома. На женской половине находилась домашняя утварь. Для женатых членов семьи в доме имелись отдельные комнаты – спальни (уат). В домах зажиточных осетин выделялась кунацкая (уӕгӕгдон).

Осетинская деревня
Домашнее питание, начиная с хлеба и кончая напитками, приготовлялось в осетинской деревне женщиной. Хлеб в горах в отдаленном прошлом выпекался из просяной и ячменной муки. В XIX в. употребляли ячменный, пшеничный и кукурузпый хлеб. Кукурузные чуреки выпекали без дрожжей, пшеничный хлеб также был преимущественно пресным. В настоящее время наиболее употребителен пшеничный хлеб. Из национальных мучных изделий особенно распространены пироги с мясом и с сыром, с начинкой из фасоли и тыквы.
Из молочных продуктов и блюд наиболее употребительны сыр, топленое масло, кефир, молочные супы и различные каши на молоке (особенно кукурузная каша). Из сыра, смешанного с мукой, готовится национальное блюдо осетин – дзыкка.

Современные осетинки
В домашних условиях сыр делают старым и простым способом. Он не варится: свеженадоенное, неснятое молоко, еще теплое или подогретое, процеживается и заквашивается. Закваска приготовляется из высушенного бараньего или телячьего желудка. Заквашенное молоко оставляют на один-два часа (пока оно не свернется). Казеин тщательно размельчается руками, отделяется от сыворотки и сбивается в ком, после чего просаливается и охлаждается. Когда сыр затвердевает, его кладут в рассол. Таким же способом осетины делают творог.
В Дигории получило распространение изготовление кефира. Кефир делается из свежего молока, которое заквашивают особыми грибками. Осетинский кефир имеет целебные свойства и весьма полезен для туберкулезных больных.
Национальным напитком у осетин является горское пиво бӕгӕны, изготовляемое из ячменя и пшеницы. Наряду с пивом южные осетины производят вино.
Ещё в средние века осетины, жившие южнее Кавказского хребта, попали пjд власть грузинских феодалов. Основная масса южноосетинских крестьян находилась от них в крепостной зависимости. В горах Южной Осетии хозяйничали князья Мачабели и эриставы Ксанские. Лучшими землями в равнинной полосе владели князья Палавандишвили, Херхеулидзе и Павленитвили.

Осетинские земледельческие орудия
С присоединением Грузии к России многие южные осетины переселились на север.
Подавляющее большинство трудящихся осетин придерживалось моногамии. У феодалов же полигамия была распространенным явлением. Она бытовала в известной мере и в среде зажиточного крестьянства, несмотря на борьбу с ней христианского духовенства. Чаще всего крестьянин вторую жену брал в том случае, когда первая была бездетна. Помещики, наряду с законными женами, которые были равного с ними социального происхождения, имели и незаконных жен — номылус (буквально «жена по имени»). Номылус брались из семей крестьян, поскольку сами крестьяне не могли на них жениться – не было денег на калым, называвшийся о у осетинов ирӕд. Дети от номылус считались незаконорожденными и из них образовалось феодально-зависимое сословие кавдасардов (в Тагаурии) или кумаягов (в Дигории). В остальных районах Северной и Южной Осетии кавдасарды не составляли определенной социальной группы и по своему положению почти ничем не отличались от других горцев.

Столица Северной Осетии город Орджоикидзе (нынешний Владикавказ) в советские времена


Традиционной одеждой осетинских мужчин была цухъхъа – осетинская черкеска. Для пошива цухъхъы использовалось темное сукно – черное, коричневое или серое. Под черкеской носили бешмет из сатиновой или иной темной ткани. Бешмет значительно короче черкески и имеет стоячий строченый воротник. По покрою бешмет, так же как и черкеска, представляет собою распашную одежду, скроенную в талию. Рукава бешмета в отличие от рукавов черкески – узкие. Шаровары шили из сукна, а для работы на поле – из холстины, очень широкие. Встречались шаровары также и из овечьих шкур. Зимой носили шубу из овчины, сшитую по фигуре со сборами в талии. Иногда носили тулупы. В дорогу надевали бурку.
Зимним головным убором была папаха из овчины или каракуля с суконным или бархатным верхом, а летним – легкая войлочная шляпа с широкими полями. На ноги надевали шерстяные домашней вязки носки, ноговицы и чувяки из сафьяна или сукна на подкладке. Подошвы чувяк делались из прокопченной воловьей кожи. Зимой для тепла в чувяки подкладывали сено. Голенищами служили ноговицы из сафьяна или из сукна. Очень часто носили сапоги, кавказские или русские. Неизменной принадлежностью и украшением национального костюма был кинжал. Черкеску украшали газыри.

Мужской хор северо-осетинской филармонии
Женское праздничное длинное платье (къаба), доходящее до пят, кроилось в талию со сплошным передним разрезом. Обычно оно шилось из светлых шелковых тканей: розовых, голубых, кремовых, белых и т. п. Рукава платья очень широкие и длинные, но иногда делались прямые узкие рукава, скошенные у кисти. В последнем случае на прямой рукав надевали бархатные или шелковые нарукавники, широкие и длинные, спускающиеся вниз от локтей примерно на метр. Под платьем носили нижнюю шелковую юбку иного, чем платье, цвета, которая была видна спереди благодаря сплошному разрезу платья. К нагруднику из того же, что и нижняя юбка, материала пришивались позолоченные украшения. Стан стягивался широким поясом (чаще всего из позолоченной канители), украшенным позолоченной пряжкой. При платье с нарукавниками спереди под поясом укреплялся короткий передник.
На голову надевали круглую невысокую бархатную шапочку, вышитую золотой канителью. Поверх шапочки набрасывали легкий тюлевый или связанный из белых шелковых ниток платок, а часто ограничивались одним платком. На ногах носили сафьяновые чувяки или фабричные туфли.

Смотрите по теме:

Татары
Мордва
Удмурты
Узбеки
Казахи
Киргизы
Башкиры
Чуваши
Чеченцы
Армяне
Осетины
Аварцы
Осетины
Чукчи
Цыгане
Бесермяне
Арийский язык


 

 

Русские
Украинцы
Татары
Казахи
Башкиры
Удмурты
Узбеки
Казахи
Киргизы
Башкиры
Чуваши
Чеченцы
Армяне
Осетины
Аварцы
Осетины
Чукчи
Цыгане
Бесермяне
Арийский язык

Все города России
Великий Новгород
Почему у азиатов узкие глаза
Все страны мира и численность их населения
Людские потери стран во второй мировой
Все города России и численность их населения
Самый маленький город России
Столицы стран мира
Средняя продолжительность жизни в странах мира
Рейтинг стран мира по площади их территорий
Монархии мира
Потери немецкой авиации
Россия и педерасты
Лидеры всех стран и их портреты
Одним выстрелом трёх немцев
Тайна генотипа Рюриковичей
Евреи в Вермахте
Евреи-полицаи
Мигранты из Средней Азии – угроза нашим детям
Американцы о русских
Теракт на Дубровке
Взрыв на Каширском шоссе
Американцы о русской армии

Гусарский роман

Творцы прошлого

Тип-59

Тип-99

Т-90А

М1 Абрамс
Меркава Mk.4
Challenger 2
Леклерк
Тип-96
Leopard 2
БМП-33

БМП-1

БМП-2
АМО-Ф-15
Я-3
Поуторка
ЗиС-5
ГАЗ-51
ЗиС-150
ЯАЗ/МАЗ-200
ЗиЛ-157
УралЗИС-355М
ГАЗ-66
ЗИЛ-130
ЯАЗ/КрАЗ-214
ЗиЛ-1311

В какой стране больше самоубийств
Американцы о русской армии
Какой автомат нам нужен
Приспособление против подпрыгивания автоматного ствола
Лидеры всех стран и их портреты
Подвиг сержанта Найдина
Российская база на острове Котельныйй
Комплекс активной защиты Арена
Какие танки нужны современной армии
Ленд-лиз в цифрах
ВВП стран мира
Как кормили пленных немцев
Москва глазами китайцев
Как участники русско-японской войны били под Москвой немцев из пушек времён осады Плевны
Флаги всех стран мира
Гербы всех стран мира
Валюты всех стран мира
Угон в Японию самолёта МиГ-25 предателем Беленко

Раньше квартиры меняли на машины
Сколько пленных мы взяли за время войны
Автомат Калашникова
Уровень безработицы в странах мира
Куликовская битва
Оклады командиров РККА в 1941 году
Тип-599

Тип-99

М1 Абрамс
Меркава Mk.4
Challenger 2
Леклерк
Тип-96
Leopard 2
БМП-33

БМП-1

БМП-2
Боевое применение БТ-5
Боевое применение БТ-7
Боевое применение Т-26
Боевое применение КВ-2

Боевое применение Т-28
Панцирь против Томагавков
Puma, от которой отказался Бундесвер
Урал-375
Как педерасты убили Пушкина

Гомосексуализм и людоедство
Разгул толерантности

В Голландии запретили фильм «Гостья из будущего»
Школа для педиков и лесбиянок
Как остановить вырождение нациии

КамАЗ