Военная историяОружиеБоевая техникаУниформа и знаки различия


Рейтинг@Mail.ru

Sonderkraftfahrzeug 251

немецкий полугусеничный бронетранспортёр

Первая ассоциация, которая возникает при взгляде на этот бронетранспортёр, этот то, что он напоминает гроб. Действительно, для множества вражеских солдат этот бронетранспортер стал большим общим железным гробом, но создавался он, естественно, не только для этой роли..

Такие гробоподобные формы со скошенными углами создавались как раз для того, чтобы машина не стала для экипажа гробом – всем известно, что броня, установленная под углом, имеет бóльшую пулестойкость по сравнению с теми бронелистами, что установлены под прямым углом.

Однако такой внешний вид не был задуман с самого начала. Первоначально эта машина была задумана как простой полугусеничный грузовик. Выпускался он тогда еще не Ганомагом, а маленькой фирмой Demag (Deutsche Maschinenfabrik AG), расположенной в Дуйсбурге.

SdKfz-10

Этот грузовик, названный Sd.Kfz 10 (Sonder-Kraftfahrzeug 10), предназначался для буксировки артиллерийского орудия и перевозки снарядов и орудийного расчета. Спереди он, как и обычные грузовики, имел управляемые передние колеса, но вместо задних колес у него имелись гусеницы, опорные катки которых располагались в шахматном порядке.

SdKfz-250 с 37-мм пушкой Pak 35/36, установленной за штатным пулемётным щитком. Экземпляр принадлежал дивизии Großdeutschland, 1942 год.

Длина транспортера составляла 4 метра 90 сантиметров, ширина – 173 сантиметра, а клиренс достигал 350 мм.

На полугусеничном грузовике стоял 3,5-литровый шестицилиндровый карбюраторный двигатель Hansa Llyod Goliath – L3500. Его 71-сильная мощность, позволяла транспортёру передвигаться со скоростью 53 км/ч.

Однако незадолго до начала второй мировой войны, в Германии стали создаваться танковые корпуса. Танковыми они, правда, тогда еще не назывались, но по сути были таковыми. Включали они в себя как танковые, так и пехотные части. Всем известно, что танки могут ходить как по дорогам, так и по бездорожью. А вот грузовики, перевозящие пехоту, по бездорожью передвигаться не могут. Поэтому, чтобы пехота не отстала от танков, срочно потребовалось такое средство перевозки пехоты, которое бы не уступало танкам в подвижности. Вот тут-то теоретик танковых операций Гейнц Гудериан и обратил внимание на полугусеничный артиллерийский тягач фирмы Ганомаг. Он предложил посадить на него мотопепехоту, чтобы та сопровождала танки, и батальоны мотопехотинцев были приданы танковым полкам.

Sd.Kfz 10 стал перевозить мотопехотное отделение. Водитель и командир отделения сидели в передней кабине, а в кузове на установленных по бортам лавках располагались шестеро мотострелков с карабинами Маузер 98k – автоматов в немецких частях тогда еще было мало – на целую дивизию их полагалось всего 39 штук.

Война с Чехословакией, к которой готовились немцы, так и не состоялась – страна была оккупирована без единого выстрела. Однако во время учений, предшествовавших войне с Польшей, выяснилось, что небронированные полугусеничные грузовики Sd.Kfz 10 будут легко расстреляны ружейно-пулеметным огнем противника. Поэтому-то генеральной инспекцией бронетанковых войск и было решено одеть Sd.Kfz 10 в противопульную броню.

Вместо лобового стекла установили 14,5-миллиметровый броневой лист, который выдерживал не только винтовочно-пулеметный огонь, но и попадание пуль французских 13,25-миллиметровых крупнокалиберных пулеметов. По бокам установили наклонные бронелисты 8-миллиметровой толщины, а вместо капота под очень большим углом уложили лист 5,5-миллиметровой брони. Лист такой толщины легко пробивался винтовочной пулей, но благодаря очень острому углу размещения пуля просто скользила по нему, упираясь в итоге в тот самый 14,5-миллиметровый бронелист, установленный на месте лобового стекла.

Заказ на бронетранспортеры был огромный, и поскольку фирма Демаг не имела больших производственных мощностей, его передали на ганноверский Ганомаг.

Неверно было бы думать, что до войны фирма Ганомаг выпускала лишь одни Комисброты – маленькие открытые автомобильчики с 10-сильным одноцилиндровым моторчиком. Главной его продукцией еще с 1872 года были паровозы. Выпускала фирма также литровые автомобили Ганомаг-Рекорд с  1,5-литровым оттомотором, а также большое количество сельскохозяйственных машин. Именно в цехах для сборки тракторов и разместили производство бронетранспортеров.

Длина бронетранспортера по сравнению с его прототипом-тягачем увеличилась на 65 см, достигнув величины 5550 мм. Ширина же достигла двух метров.

Штатное вооружение бронетранспортера состояло из 7,92-мм ручного пулемета MG 34, установленного на крыше отделения управления и прикрытого броневым щитом. В случае необходимости он мог быть переставлен на вертлюгу, смонтированную на кормовом листе. С нее можно было вести огонь и по воздушным целям.
На бронетранспортере, названном Sonderkraftfahrzeug 250 или, сокращенно Sd.Kfz 250, был установлен шестицилиндровый карбюраторный двигатель Maybach HL 42 TUKRM рабочим объемом 4199 кубических сантиметров. Диаметр его цилиндра составлял 90 мм, ход поршня – 110 мм. При 2800 оборотах в минуту мотор выдавал мощность. равную 100 лошадиным силам. Эта весьма небольшая мощность тем не менее позволяла 5,4-тонной машине развивать на хорошей дороге скорость в 53 км/ч.

Стальные гусеницы с гребневым зацеплением имели ширину 280 мм и состояли из 55—56 траков каждая. Пальцы гусениц были установлены на игольчатых подшипниках и обеспечивали им большую износоустойчивость, а также высокий КПД ходовой части и хорошую динамику машины. Поданным испытаний немецких полугусеничных машин в 1940 году на НИ-БТПолигоне и Ленинградском артиллерийском полигоне, такая гусеница могла надежно работать в пределах пробега 12—15 тыс. км.

SdKfz-250, использовавшийся в РККА

Были у Sonderkraftfahrzeug 251 и недостатки. Так, бронетранспортер не был оснащен электростартером и имел зажигание от магнето. Поэтому завести эту машину в мороз было довольно затруднительно. Именно из-за этого группа армий Центр значительную часть этих бронетранспортеров бросила под Москвой во время зимнего контрнаступления Красной Армии, и многие из них провоевали в составе РККА довольно длительное время, а немцы, наученные горьким опытом, установили-таки электростартёр, дополнив его стартером инерционного типа.

Но главным недостатком машины была сама полугусеничная конструктивная схема: когда такая машина съезжала с дороги в глубокий снег или непролазную грязь, она становилась совершенно беспомощной. Передние колеса, при помощи которых машина так легко маневрировала на асфальте или на твердом грунте, при движении по раскисшим дорогам погружались в грунт, чем создавалось чрезмерное добавочное сопротивление движению, и двигатель глох, не справляясь с нагрузкой.

Машина нашла широкое применение в самых разных военных областях. Всего было разработано 22 модификации. Её значимость в ходе Второй мировой войны трудно переоценить. Прежде всего она использовалась как бронетранспортёр для быстрого перемещения пехоты но были и созданные на ее базе и санитарные машины, и передвижные радиостанции, и самоходные артиллерийские установки. Помимо ганноверского завода Ганомага, эти машины выпускались на заводах Hansa-Lloyd, Hanomag, Adler, Borgward, Horch и Skoda. Всего до 1944 года было выпущено 6668 таких машин. Их производство на заводах Skoda было продолжено в Чехословакии, где такие машины стояли на вооружении до начала 1980-х годов.

С. Шумаков,


 

Как матрос Кайда убивал немцев кулаком

Как один осетин перестрелял 108 немцев в одном бою
Как Яков Чугунов подбил семь танков одними гранатами
Михаил Тимофеевич Калашников
Как рядовой Иван Ищенко заколол штыком семерых немцев

Как Дмитрий Шолохов подбил 25 танков в одном бою

Как трое казаков порубили немецкую автоколонну
Как разгильдяи утопили подводную лодку
Красноармеец Гитлер
Пушка, стрелявшая по Парижу за 115 км от него
Как наши кавалеристы порубили три румынских полка
Штыковой бой под Мельниками
Военное делоКак наши артиллеристы вели огонь нагретыми снарядами
Военное дело
ТБ-3
Военное дело
Военное дело130-мм пушка М466

Военное дело Игорь Иванович Сикорский
Военное дело Илья Муромец С-22
Военное дело
Рокоссовский
Военное дело Т-34-76
Военное дело Печенег
Военное делоВЧК
Военное дело PzKpfw IV – основной противник советских танков

Военное делоМадсен Madsen
Военное делоРейд генерала Баданова на станицу Тацинскую