Военная историяОружиеБоевая техникаУниформа и знаки различия

< < Рейтинг@Mail.ru <

Т-70

Т-70: Боевая масса – 9.2 т. Экипаж – 2 чел. Вооружение – одна 45-мм пушка 20К, один 7,62-мм пулемет ДТ. Толщина брони: лоб корпуса – 45 мм, борт – 15 мм, башня – 35 мм. Маска пушки – 65 мм. Двигатель – 2×ГАЗ 202. Общая мощность – 140 л. с. Скорость по шоссе – 42 км/ч. Запас хода по шоссе – 360 км. Тираж – 5920 шт.

лёгкий танк середины войны


Создатель Т-70 Николай Алекандрович Астров

Принимая на вооружение лёгкий танк Т-60, командование РККА не могло не понимать, что создание этого танка является лишь временной мерой: броня Т-60 свободно пробивалась всеми противотанковыми средствами противника, а собственное вооружение – 20-мм пушка ТНШ – было слишком слабым, чтобы бороться с танками врага. Первую попытку кардинально улучшить Т-60 предприняли на заводе №153 в Свердловске. Они установили на танк 45-миллиметровую пушку в новой башне. Т-60 с такой башней получил название Т-45. Однако в серию он не пошёл, так как мощности двигателя ГАЗ-202 (модификация мотора ГАЗ-11) было маловато для возросшей массы. 100-сильный же двигатель ЗиС-60, на поступление которого так надеялись танкостроители, так и не был запущен в производство в связи с эвакуацией из Москвы Завода имени Сталина.
Более удачной оказалась модернизация, проделанная на роднам ГАЗе, где Астров предложил установить на
Т-60 спарку из двух двигателей ГАЗ-202, разместив их последовательно, в линию. Коленчатые валы двигателей соединялись муфтой с упругими втулками. Картер маховика переднего двигателя для предотвращения поперечных колебаний силового агрегата соединили тягой с правым бортом.

Т-45

Однако при первых же испытаниях спарки, через 6-10 часов, стали ломаться коленчатые валы второго двигателя, и только благодаря самоотверженным усилиям конструкторов А. А. Липгарта, А. М. Кригера, Н. Г. Мозохина, Г. В. Эварта ресурс спаренного силового агрегата удалось довести до приемлемых часов.

После этого проектирование пошло очень быстро, с использованием принятого в автомобилестроении приема, непривычного для конструкторов танков. Общие виды боевой машины вычерчивались в натуральную величину на специальных алюминиевых пластинах размерами 7x3 м. окрашенных белой эмалью и разбитых на квадраты размерами 200x200 мм. Для уменьшения площади чертежа и прошения его точности на главный вид – продольный разрез – был наложен план, а также полные и частичные поперечные разрезы. Чертежи выполнялись максимально подробными и включали все узлы и детали внутреннего и внешнего оборудования машины. Эти чертежи в дальнейшем служили основой для контроля при сборке опытного образца и даже всей первой серии машин.

В конце декабря 1941 года для танка, получившего теперь обозначение ГАЗ-70, сварили бронекорпус и отлили башню. Наряду с литой был разработан и вариант сварной башни. Сборка ганка началась в январе 1942 года и по ряду причин шла довольно медленно. Завершить ее удалось только 14 февраля, после чего тайн отправили в Москву, где он был показан представителям ГАБТУ. У военных новая машина большого энтузиазма не вызвала. По бронезащите танк лишь незначительно превосходил Т-60. а номинально возросшая, благодаря установке 45-мм пушки, мощь вооружения нивелировалась размещением в башне одного человека, на все руки мастера – командира, наводчика и заряжающего. Однако Н А. Астров пообещал в кратчайший срок устранить недостатки. Довольно быстро удалось нарастить броню, доведя толщину нижнего лобового листа корпуса до 45 мм. Таким образом, Т-70 по толщине лобовой брони сравнился с современной ему модификацией знаменитого Т-34-76. Маска же пушки достигла 65-миллиметровой толщины.

1 – ведущее колесо. 2 – пушка 20К, 3 – пулемёт ДТ, 4 – прибор наблюдения МК-4. 5 – заглушка отверстия для стрельбы из автомата. 6 – поддерживающий каток. 7 –  направляющее колесо. 8 – опорный каток. 9 – люк доступа к трансмиссии. 10 – бронировка люка воздухозаборника. 11 – крышка радиатора. 12 – жалюзи воздуховывода. 13 – запасной опорный каток. 14 – крышки бензобаков. 15 – крышка командирского люка.

 

Батарейная система зажигания, система смазки и топливная (кроме баков) система для каждого двигателя были независимыми. Два бензобака общей емкостью 440 л находились в левой части кормового отделения корпуса в изолированном броневыми перегородками отсеке.

Трансмиссия состояла из двухдискового попуцентробежного главного фрикциона сухого трения (сталь по ферродо), четырехступенчатой коробки передач автомобильного типа (4+1). главной передачи с коническим редуктором, двух бортовых фрикционов с ленточными тормозами и двух простых однорядных бортовых редукторов. Главный фрикцион и коробка передач собирались из деталей, заимствованных у грузового автомобиля ЗИС-5.

В состав движителя танка применительно к одному борту входили ведущее колесо со съемным зубчатым венцом цевочного зацепления, пять односкатных обрезиненных опорных катков и три цельнометаллических поддерживающих катка, направляющее колесо с кривошипным механизмом натяжения гусеницы и мелкозвенчатая гусеница из 91 трака. Конструкции направляющего колеса и опорного катка были унифицированы Ширина литого трака гусеницы составляла 260 мм. Подвеска – индивидуальная торсионная.

Командирские танки оборудовали радиостанцией 9Р или 12РТ. размещенной в башне, и внутренним переговорным устройством ТПУ-2Ф. На линейных танках устанавливались светосигнальное устройство для внутренней связи командира с механиком-водителем и внутреннее переговорное устройство ТПУ-2.

В итоге постановлением ГКО от 6 марта 1942 года новая боевая машина была принята на вооружение РККА под индексом Т-70. Спустя два дня увидело свет и постановление ГКО о производстве танка, согласно которому к его выпуску с апреля месяца привлекались заводы № 37 и № 38. Однако действительность не позволила этим планам осуществиться полностью. Так. например, новый танк требовал вдвое больше двигателей, чем Т-60. Не удалось наладить производство литой башни, и ГАЗу пришлось в спешном порядке обеспечивать другие заводы документацией на сварную башню В итоге, апрельский план по выпуску Т-70 выполнил только ГАЗ, собравший 50 машин. Завод № 38 в Кирове сумел изготовить только семь танков, а на изготовить только семь танков, а на заводе № 37 их сборку не удалось наладить ни к апрелю, ни в дальнейшем.

Компоновка новой машины принципиально не отличалась от таковой у танка Т-60. Механик-водитель располагался в носовой части корпуса у левого борта. Во вращающейся башне, также смещенной к левому борту, размещался командир танка. В средней части корпуса вдоль правого борта на общей раме были установлены последовательно два двигателя, составлявшие единый силовой агрегат. Трансмиссия и ведущие колеса располагались впереди.


Корпус танка сваривался из катаных бронелистов толщиной 6.10,15,25.35 и 45 мм. Сварные швы усиливались клёпкой. Лобовые и кормовые листы корпуса имели рациональные углы наклона. В верхнем лобовом листе находился люк механика-водителя, в крышке которого у танков первых выпусков имелась смотровая щель с триплексом, а затем устанавливался поворотный перископический прибор наблюдения.


Т-70 2-й самоходной артиллерийской бригады, февраль 1944


Т-70 из состава 2-й самоходной артиллерийской бригады, февраль 1944

Сварная граненая башня, изготавливавшаяся из броневых листов толщиной 35 мм. устанавливалась на шариковой опоре в средней части корпуса и имела форму усеченной пирамиды. Сварные стыки стенок башни были усилены броневыми уголками Лобовая часть имела питую маску с амбразурами под установку пушки, пулемета и прицепа. В крыше башни сделали входной люк командира танка. В броневой крышке люка устанавливался перископический зеркальный прибор наблюдения, обеспечивавший командиру круговой обзор. Кроме того, в крышке имелся лючок для флажковой сигнализации.

На танке Т-70 устанавливалась 45-мм танковая пушка образца 1934 года и слева от нее – спаренный пулемет ДТ. Для удобства работы командира танка орудие сместили вправо от продольной оси башни. Длина ствола пушки составляла 46 калибров, высота пинии огня – 1540 мм. Углы наводки спаренной установки по вертикали составляли от -6 до -20 градусов. Для стрельбы применялись прицепы телескопический ТМФП (на части танков устанавливался прицел ТОП) и механический – в качестве резервного Прицельная дальность стрельбы составляла 3600 м, максимальная – 4800 м При использовании механического прицела была возможна только стрельба прямой наводкой на дистанции не свыше 1000 м. Скорострельность орудия – 12 выстрелов в минуту Шестеренчатый механизм поворота башни устанавливался слева от командира, а винтовой подъёмный механизм спаренной установки – справа. Спусковой механизм пушки был ножным, спуск пушки осуществлялся нажатием на правую педаль, а пулемета – на левую. В боекомплект входили 90 выстрелов с бронебойными и осколочными снарядами для пушки (из них 20 выстрелов находились в магазине) и 945 патронов к пулемету ДТ (15 дисков). Начальная скорость бронебойного снаряда массой 1,42 кг составляла 760 м/с, осколочного массой 2,13 кг – 335 м/с. После производства выстрела бронебойным снарядом гильза выбрасывалась автоматически. При стрельбе осколочным снарядом из-за меньшей длины отката пушки открывание затвора и извлечение гильзы осуществлялись вручную.

В ходе производства масса танка возросла с 9,2 до 9.8 т, а запас хода по шоссе уменьшился с 360 до 320 км.

В начале октября 1942 года ГАЗ. а с ноября и завел № 38 перешли на выпуск танков Т-70М с усовершенствованной кодовой частью. Были увеличены ширина (с 260 до 300 мм) и шаг траков, ширина опорных катков, а также диаметр торсионов (с 33.5 до 36 мм) подвески и зубчатых венцов ведущих колес. Число траков в гусенице сократили с 91 до 80 шт. Кроме того, были усилены поддерживающие катки, остановочные тормоза и бортовые редукторы Масса танка возросла до 10 т. а запас хода по шоссе снизился до 250 м. Боекомплект пушки уменьшили до 70 выстрелов.

С конца декабря 1942 года завод № 38 прекратил выпуск танков и переключился на производство самоходных установок СУ-76. В результате, начиная с 1943 года легкие танки для Красной Армии выпускались только на ГАЗе При этом во второй половине 1943 года выпуск сопровождался большими трудностями С 5 по 14 июня завод подвергся налетам немецкой авиации. На Автозаводский район Горького было сброшено 2170 бомб, из них 1540 непосредственно на территорию завода. Были полностью разрушены или сильно повреждены более 50 зданий и сооружений. 8 частности, сгорели цеха шасси, колесный, монтажный и термический № 2, главный конвейер, паровозное депо, серьезно пострадали и многие другие цеха завода. В результате пришлось остановить выпуск бронемашин БА-64 и автомобилей. Однако выпуск танков не прекращался, хотя и несколько снизился – только в августе удалось перекрыть майский объем производства. Но век легкого танка уже был отмерен – 28 августа 1943 года вышло постановление ГКО, согласно которому с 1 октября того же года ГАЗ переходил на выпуск самоходных установок СУ-76М. Всего же в 1942 – 1943 годах было выпущено 8226 танков модификаций Т-70 и Т-70М.
О боевом применении Т-70 смотрите там →

Михаил Тимофеевич Калашников

Как трое казаков порубили немецкую автоколонну

Как разгильдяи утопили подводную лодку

Красноармеец Гитлер

Пушка, стрелявшая по Парижу за 115 км от него

Как наши кавалеристы порубили три румынских полка
Штыковой бой под Мельниками
Военное делоКак наши артиллеристы вели огонь нагретыми снарядами
Военное дело
ТБ-3
Военное делоБратья-бронебойщики Остапенко, подбившие вдвоём 20 танков
Военное дело130-мм пушка М46
Военное дело Как наши артиллеристы вели огонь нагретыми снарядами

Военное дело Игорь Иванович Сикорский
Военное дело Илья Муромец С-22
Военное дело
Рокоссовский
Военное дело Т-34-76
Военное дело Печенег
Военное делоВЧК
Военное дело PzKpfw IV – основной противник советских танков

Военное делоМадсен Madsen
Военное делоРейд генерала Баданова на станицу Тацинскую