www.anaga.ru/travel

 журнал о путешествиях  и приключениях

Алматы (Алма-Ата)

 

Алматы — солнечный, уютный, утопающий в зелени город с широкими улицами, красивыми зданиями, многочисленными парками, скверами и фонтанами. Красивейший город у подножия изумрудных хребтов Тянь-Шаня неслучайно называют «городом-садом». Весной, когда южные окраины утопают в цветении яблоневых, абрикосовых, вишнёвых садов, город становится похожим на сказку. Роскошный зелёный наряд и величественная панорама гор делают Алма-Ату непохожей на другие города. Сады, рощи, парки, бульвары, цветники занимают свыше восьми тысяч гектаров городской территории.

 

Алматы утопает в зелени.

 

Начнем, как всегда, с географии 
Город Алматы расположен в межгорной котловине., образованной склонами хребта Заилийский Алатау, входящего в горную систему Тянь Шань. Его географический центр находится в точке с координатами
43° 16′ 39″ северной широты и 76° 53′ 45″ восточной долготы, и если бы алматинцы узнали, что этот самый географический центр находится ниже проспекта Рыскулова, они бы очень удивились, так как центром считают пешеходный участок улицы Жибек Жолы, прозванный алматинским Арбатом.

Климат Алматы резко континентален, правда континентальность эта не столь резка, как в Астане. Во многом климат Алматы похож на московский. Просто весна в Алматы наступает на месяц раньше, а осень - на месяц позже. Зимой, однако же, там так же холодно, а летом так же жарко.


Летний дождь в Алматы сравнительно редок


Возникновение города и его названия
В прежние времена на территории Алматы существовало множество городов, остатки которых, до того, как они исчезли под фундаментами городских строений, были исследованы археологами. Однако ко времени прихода русских города эти уже были погребены по
д толщей грунта. Одно из этих поселений и носило название Алматы, которое позже закрепилось за той межгорной котловиной, где ныне рассоложена Южная Столица.

Название это буквально переводится как яблочный. И действительно, эта местность считается родиной дикой яблони Сиверса – Malus sieversii, а в горах Заилийского Алатау до сих пор полно так называемой дички, от которой и происходят все сорта современной Malus pumila – яблони домашней.  

Начало современному городу было положено 4 февраля 1854 года, когда русским правительством было принято решение построить на левом берегу реки Малая Алматинка военное укрепление Заилийское. Строительством руководили майор Перемышельский и инженер-поручик Александровский. К осени того же года строительные работы были завершены. В бревенчатых деревянных домах и казармах разместились 470 солдат и офицеров Заилийского отряда.

С середины 1855 года в укрепление начали прибывать русские переселенцы из Воронкжской губернии, и укрепление стало называться Верное. Так случилось, что новоселы и стали первыми строителями. Одним из застройщиков города был Павел Матвеевич Зенков, купец 2-й гильдии, кавалер орденов Св.Станислава 3-1 степеней, ставший в последствии, городским головой, библиографом, почетным гражданином города Верного. Вскоре рядом с укреплением возникли Большая и Малая Алматинские станицы, Татарская слободка. В 1856 году был заложен «Казённый сад» (ныне Центральный парк культуры и отдыха), а в 1857 году в районе Татарской слободки была построена первая водяная мельница. Вошедший в строй в 1858 году первый пивоваренный завод положил начало местной обрабатывающей промышленности.

В 1859 году командированный из Петербурга геодезист Голубев отметил Верное точкой, и это место впервые появилось на картах мира.

Акжарский обвал, образовавшийся при землетрясении 1887 года.

 

11 апреля 1867 года город Верный стал центром Семиреченской области в составе Туркестанского генерал-губернаторства. 13 июля 1867 года было учреждено Семиреченское казачье войско. Одновременно был утверждён герб Семиреченской области: щит, обвитый гирляндой яблоневых веток с плодами, разбитый на три поля. Верхнее — изображение крепости, нижнее: слева — крест, справа — полумесяц. Став центром Семиреченской области, Верный начал развивать промышленность и ремёсла. Появились спиртоводочный и пивоваренный заводы, фабрика по выделке грубо-шерстяного сукна. Самыми крупными предприятиями города были табачные фабрики Гаврилова (1875) и Кадкина (1900). В городе были открыты женское и мужское училища, приходские и ремесленные школы, а позднее и мужская и женская гимназии. При мечетях действовали мусульманские медресе.

Покровская церковь после землетрясения 1887 года. Ныне на этом месте стоит памятник Амангельды Иманову (внизу).

 

Во время землетрясения 1910 года в земле возникали трещины, в которые проваливались и люди, и лошади. и телеги.

28 мая (10 июня по новому стилю) 1887 года в Верном произошло сильнейшее землетрясение, в котором погибло 322 человека, было разрушено 1798 кирпичных домов. Землетрясение было такой силы, что обвалился один из склонов горы Акжар, и ныне Акжарский обвал стал одной из местных достопримечательностей.

Меньше пострадали строения Большей и Малой станиц, возведённые из дерева. Впоследствии в городе была организована сейсмическая и метеорологическая станция под руководством архитектора А. П. Зенкова и разработана система учёта сейсмичности при постройке зданий. После землетрясения для застройки города стало использоваться в основном дерево. Из него были сооружены крупные здания города — Дом полка военного собрания, Кафедральный собор, Дом общественного собрания и др. Некоторые постройки того периода сохранились и сейчас являются памятниками истории, архитектуры и охраняются государством.

Ещё одно мощное землетрясение произошло 22 декабря 1910 года (по новому стилю – 4 января 1911). Однако в этот раз большинство строений устояло.

В 1918 году в Верном была установлена советская власть. Город с областью вошли в состав Туркестанской автономии в составе РСФСР. 5 февраля 1921 года было решено переименовать Верный в Алма-Ату. 3 апреля 1927 года из Кызылорды в Алма-Ату перенесена столица Казакской АССР в составе РСФСР. Это стало дополнительным толчком к интенсивной застройке. С 1936 года (с момента образования Казахской ССР) Алма-Ата была столицей сначала Казахской ССР, а затем и нынешнего Казахстана.

После 1941 года, благодаря массовой эвакуации заводов и рабочих из европейской части СССР во время Великой Отечественной войны, Алма-Ата из административно-торгового пункта с пригранично-охранным назначением и слаборазвитой промышленностью превратилась в один из крупнейших промышленных центров Советского Союза. Особую роль в этом процессе сыграло расположение города, находившегося в глубоком тылу.

За 1941—1945 годы промышленный потенциал города увеличился в разы. Экономически активное население города выросло с 104 тысяч человек в 1919 году до 365 тысяч в 1968 году. В 1967 году в городе насчитывалось 145 предприятий, причём основную их массу составляли предприятия легкой и пищевой промышленности, что несколько отличало город от типичного советского уклона в сторону тяжёлой промышленности и производства средств производства.
C 1993 года в связи с переименованием в официальном употреблении государственными органами Казахстана на русском и казахском языках город называется «Алматы». Название «Алматы» переводится как «Яблоневый».

 

Административное деление Алматы 
 

12 сентября 1936 года решением Президиума ЦИК КазАССР в Алма-Ате были образованы 4 района: Пролетарский (с 1957 года — Октябрьский), Ленинский, Сталинский (с 10 марта 1957 года — Советский) и Фрунзенский.

В 1966 году Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР за счёт разукрупнения Советского района был образован Калининский, а в 1972 году за счёт разукрупнения Ленинского и Калининского района — Ауэзовский район.

17 октября 1980 года Президиум Верховного Совета Казахской ССР указом образовал два новых района: Алатауский (за счёт разукрупнения Калининского и Ауэзовского) и Московский (за счёт разукрупнения Ленинского, Октябрьского и Фрунзенского).

 

Достопримечательности Алматы

 

 

Шопинг, социальная инфраструктура и отдых

 

Театр оперы и балета имени Абая

Традиционно алматинцы совершают покупки на городских рынках. Кроме того, в городе существует непрерывная традиция уличной торговли, которую не в силах искоренить никакие запретительные меры.

Знаменитая алматинская барахолка славится на всю Среднюю Азию. Сюда за товаром приезжает множество челноков со всего Казахстана, из соседней Киргизии и даже Узбекистана.

В Алма-Ате имеется 270 организаций культуры. В том числе 14 театров, 7 концертных залов, 2 филармонии, 11 оркестров, 13 ансамблей. В Алма-Ате действуют 32 музея, 20 художественных галерей, 39 библиотек, 2 Дома детского творчества. 115 памятников истории, архитектуры и монументального искусства. Работают 18 кинотеатров, цирк, 920 спортивных сооружений, множество ночных клубов, ресторанов и других развлекательных заведений.

 

Как попасть в Алматы
 

Самый первый аэропорт

 

Сгоревшее здание аэропорта

 

Современное здание аэропорта

 

Железнодорожный вокзал Алматы-1

Лучший способ попасть в Алматы – воздушный. На административной территории города находится современный международный аэропорт «Алматы». Он существует с 1935 года. Взлетно-посадочная полоса длиной 4,5 километра и шириной 60 метров способна принимать все типы воздушных судов без ограничения, как по максимальной взлетной массе, так и по интенсивности полетов.

Первый аэропорт, здание которого было построено в 1936 году. Впоследствии рябом с ним было построено новое здание, которое сгорело в ночь с 9 на 10 июля 1999 года. Открытие нового терминала аэропорта, построенного взамен сгоревшего, состоялось в 2004 году.

Помимо данного аэропорта, в пригороде Алма-Аты имеется аэропорт местных воздушных линий «Боралдай» (ранее носил название «Бурундай»), это первый аэропорт Алматинской области (создан в начале 1930-х годов), однако в настоящее время он не обслуживает регулярные пассажирские рейсы. В аэропорту базируется авиакомпания «Бурундайавиа», авиапарк которой состоит из тринадцати вертолетов Ми-8МТВ-1. Аэродром пригоден для приёма самолётов Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ан-72 и более лёгких, а также для вертолётов всех типов. Размеры асфальтовой ВПП – 1460×35 м. Из аэропорта осуществляются вертолётные экскурсии по живописным окрестностям Алматы; ежегодно проводится шоу малой авиации Казахстана. Организация «Федерация воздухоплавателей Альтаир» осуществляет в аэропорту Боралдай подготовку курсантов-любителей полетов на самолете Як-18Т.

В городе действует два железнодорожных вокзала: Алматы-1 и Алматы-2. Алматы-1 является транзитным вокзалом по пути из сибирских областей России в Центральную Азию, расположен в северной части города. Вокзал Алматы-2 является городским, находится близко к центру города и предназначен для пассажиров, приезжающих в Алма-Ату. Первоначально станция Алма-Ата находилась вне городской черты, и чтобы горожане не испытывали затруднения, к городу от основной линии Турксиба протянули девятикилометровую ветку, в конце которой построили ещё один вокзал. Этот вокзал и стал называться Алматы-2, в отличие от Алматы-1, находящегося теперь на северной оконечности города.

Железнодорожный вокзал Алматы-2, построенный в 1939 году. На пережнем плане памятник хану Абылаю, именем которого называется проспект, упирающийся в вокзал. В советские времена на этом месте стоял памятник М.И. Калинину.

Add to your Facebook

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru 

 

Погода в городах Казахстана Погода в мировых столицах

Смотрите также: Астана - столица Казахстана

 

 

Так выглядел Алматы лет сорок пять назад.

 

Кафедральный Вознесенский собор вскоре после постройки в 1907 году...

 

...и в наши дни

 

Вид Алматы с горы Кок-Тюбе

Телевышка на горе Кок-Тюбе

 

Центральная аллея КазГУграда - студенческого городка Казахского Национального университета имени Аль-Фараби.

 

Знаменитый пятачок на северо-восточном углу перекрёстка улиц Кунаева и Макатаева. Здесь  у риэлторов, работающих прямо на улице, можно снять жильё.

 

Лепёшку или самсу можно купить прямо из тандыра.

 

Прилавки алматинских базаров всегда заполнены овощами и фруктами

 

 

Но алматинцы предпочитают покупать их прямо на улице.

 

В городе сохранились советские автоматы газированной воды, но теперь они обслуживаются операторами-продавцами.

 

В Алматы есть своя Эйфелева башня.

 

Знаменитая алматинская барахолка славится на всю Среднюю Азию.

 

Головной арык, идущий вдоль проспекта Абая ранее называвшегося Арычной улицей, в прежние времена служил южной границей города, а ныне оказался в самом его центре.

 

Коммунальные службы Алматы работают безотказно