ЗАЗ-965 – Горбатый Запорожец





Подать объявление


универсальный портал обо всём


Рейтинг@Mail.ru

 

ЗАЗ-965

Горбатый Запорожец


 

Москвич-444

В 1955 году 401-й «Москвич» был заменен на конвейере новым автомобилем  МЗМА-402. И хотя узлы и агрегаты этого автомобиля были с некоторыми усовершенствованиями заимствованы у 401-го, автомобиль получился больше, комфортабельнее и, соответственно, дороже. Однако спрос на дешёвую и компактную малолитражку никуда не делся, и на внеочередном XXI съезде партии было решено вновь приступить к выпуску дешевой малолитражки. Вдохновленные решениями съезда, конструкторские бюро НИИ и автозаводов приступили к проектированию автоэрзацев, и выпуску опытных образцов малолитражек и мотоколясок: «Белка» ИМЗ-А50, НАМИ-048, НАМИ-031, ГАЗ-18, НАМИ-059. Однако все они были забракованы – правительство решило не тратить годы на разработку чисто советского автомобиля, а взять за основу Фиат-600, уже четыре года выпускавшийся в солнечной Италии.
Технология его изготовления была настолько приспособлена для массового производства, что в первый же год было выпущено 700 тысяч автомобилей. Поэтому выбор 600-го Фиата в качестве прототипа был обоснован. Тем более, что еще в 1957 году Московский Завод Малолитражных Автомобилей в инициативном порядке выпустил опытный образец советского варианта 600-го, стоивший 590 тысяч итальянских лир, составлявших тогда 944 американских доллара или 3776 дореформенных рублей.


Первоначально машину планировалось выпускать на том же МЗМА, а называться она должна была «Москвич-444». Вместо 4-цилиндрового итальянского двигателя с водяным охлаждением на автомобиль поставили оппозитный двухцилиндровый от мотоцикла «Урал». Вместо 12-дюймовых колес поставили 13-дюймовые, что позволило увеличить клиренс до 184 мм, а вместо сдвижных стекол поставили более прогрессивные механические стеклоподъёмники. Однако сразу после съезда техническую документацию машины передали на запорожский завод «Коммунар», которые до этого выпускал комбайны и трактора. От мотоциклетного двигателя решили отказаться, так как, находясь сзади, он плохо охлаждался. 

Экспортный вариант 965АЭ под названием «Ялта»

 

1 – рулевое колесо, 2– – противосолнечный щиток, 3 – зеркало заднего вида, 4 – фонарь аварийного давления масла, 5 – рукоятка включения стеклоочистителя, 6 – кнопка центрального переключения света, 7 – включатель зажигания и стартера, 8 – рукоятка включения указателей поворотов, 9 – фонарь контрольной лампы работы генератора, 10 – кнопка включателя отопителя, 11 – фонарь контрольной лампы нормальной работы отопителя, 12 – рукоятка заслонок отопителя кузова, 13 – кнопка управления воздушной заслонкой карбюратора, 14 – рычаг ручного привода тормоза, 15 – педаль управления дроссельной заслонкой, 16 – кнопка ножного переключателя света, 17 – рычаг переключения передач, 18 – педаль тормоза, 19 – педаль сцепления, 20 – рукоятка открытия замка капота багажника, 21 – кнопка звукового сигнала, 22 – кнопка насоса стеклоомывателя, 23 – приборный щиток.

Однако проблема с двигателем стала после этого во весь рост – подходящего воздушника в стране тогда на было. На помощь пришел институт НАМИ, спроектировавший V-образный четырехцилиндровый двигатель 965В рабочим объёмом 746 см3. Диаметр цилиндров составлял 66 мм, а ход поршня – 54,5 мм. Этот двигатель был весьма оригинален. Охлаждающий воздух отсасывался осевым вентилятором.
Распределительный вал, благодаря V-образному расположению цилиндров, установили в развале блоков, что позволило уменьшить длину толкающих штанг для привода клапанов. Для очистки масла в двигателе служила центрифуга, а коленчатый вал сделали литым. Поскольку момент сил инерции не был уравновешен, в конструкцию ввели вал с противовесами. Он вращался с тем же числом оборотов, что и коленчатый, но направление его вращения было противоположным. Почему мотор спроектировали так быстро? Дело в том, что НАМИ его делал совсем не для будущего «Запорожца», а для машины отнюдь не мирного назначения. Машиной этой был ТПК – транспортер переднего края. Этот лёгкий плавающий вездеход предназначался для подвоза боеприпасов к переднему краю боевых действий, эвакуации раненых и мог быть доставлен самолетом и сброшен на парашюте. От ТПК заимствовали и коробку, и главную передачу и заднюю подвеску, а передняя была сделана по образцу «Жука». Мотор передали для серийного производства на завод в Мелитополе, который до этого выпуска двигатели для сельхозтехники. По габаритам этот движок был несколько больше итальянского, и поэтому сзади, в месте расположения двигателя, у автомобиля появился тот самый горб, из-за которого «Запорожец» и стал называться «Горбатым».


В 1960 году «Горбатого» запустили в серийное производство. По своей розничной цене, которая составила 18 тысяч рублей, ЗАЗ-965 оказался дешевле выпускавшегося тогда 407-го «Москвича», стоившего 25 112 рублей 50 копеек, и уж, конечно, дешевле 21-й «Волги», продававшейся за 51 тысячу дореформенных рублей. Однако он оказался намного дороже своего итальянского прототипа. Но брать его были готовы и за такую цену. Вот только требуемых объемов советская промышленность обеспечить не смогла. 
Со времени окончания Великой Отечественной войны прошло всего 15 лет, и в стране было множество инвалидов. Поэтому вскоре появился также и ЗАЗ-965Б с ручным управлением. К октябрю 1962 года двигатель модернизировали, увеличив диаметр цилиндра до 72 мм. Рабочий объём возрос до 887 см3, а мощность увеличилась с 23 до 27 л.с.

1 – рулевой механизм, 2 – запасное колесо, 3 – топливный бак, 4 – тормозной барабан переднего колеса, 5 – амортизатор передней подвески, б – передняя подвеска, 7 – аккумуляторная батарея, 8 – педаль привода дроссельной заслонки карбюратора, 9 – педали сцепления и привода тормоза, 10 – переднее сиденье, 11 – рычаг переключения передач, 12 – рычаг привода ручного тормоза, 13 – заднее сиденье, 14 – рычаг задней подвески, 15 – амортизатор задней подвески, 16 – пружина задней подвески, 17 – тормозной барабан заднего колеса, 18 – полуось, 19 – поперечина подвески двигателя, 20 – стартер, 21 – глушитель, 22 – головка цилиндра двигателя, 23 – топливный насос, 24 – прерыватель-распределитель, 25 – центробежный масло-очиститель, 26 – маслозаливная горловина 27 – раструб автоматического регулятора температуры двигателя, 28 – вентилятор, 29 – катушка зажигания, 30 – карбюратор, 31 – воздушный фильтр.

Помимо обычного ЗАЗ-965, выпускался также ЗАЗ-965C с правым рулем. Такая компоновка была удобна для службы, занимающейся выемкой писем из почтовых ящиков, для чего он и использовался. 
После войны к тому времени прошло всего 15 лет, и в стране было еще много инвалидов. Для них создали модификацию с ручным управлением, названную ЗАЗ-965Б.
Несмотря на то, что с 1966 года на конвейере завода «Коммунар» стоял «Ушастый» ЗАЗ-966, «Горбатый» выпускался до 1969 года. Однако вследствие высокой для своего класса цены и, главное, малых объемов выпуска, народным автомобилем он так и не стал.

ГАЗ-69

М-72

ГАЗ-21

Москвич-407

ГАЗ-51
ГАЗ-51

Читать статью о нём →

ЗиС-150

Читать статью о нём →

ЯАЗ/МАЗ-200 

МАЗ-200

Читать статью о нём →

ЗиЛ-157

 Читать статью о нём →

 

УралЗИС-355М

УралЗИС-355М

Читать статью о нём →

 

Кулинария

>Русские
Украинцы
Татары
Казахи
Башкиры
Чуваши
Чечены
Армяне

Осетины

Все города России

Великий Новгород
Почему у азиатов узкие глаза
Все страны мира и численность их населения
Людские потери стран во второй мировой
Все города России и численность их населения
Самый маленький город России
Столицы стран мира
Средняя продолжительность жизни в странах мира
Рейтинг стран мира по площади их территорий
Монархии мира
Потери немецкой авиации
Россия и педерасты

Лидеры всех стран и их портреты
Одним выстрелом трёх немцев
Тайна генотипа Рюриковичей
Евреи в Вермахте
Евреи-полицаи
Мигранты из Средней Азии – угроза нашим детям
Американцы о русских
Теракт на Дубровке
Взрыв на Каширском шоссе
Американцы о русской армии

Гусарский роман

Творцы прошлого

Тип-59

Тип-99

Т-90А

М1 Абрамс
Меркава Mk.4
Challenger 2
Леклерк
Тип-96
Leopard 2
БМП-3

БМП-1

БМП-2

АМО-Ф-15
Я-3
ЯГ-10
Поуторка
ЗиС-5
ГАЗ-51
ЗиС-150
ЯАЗ/МАЗ-200
ЗиЛ-157
УралЗИС-355М
ГАЗ-66
ЗИЛ-130
ЯАЗ/КрАЗ-214
ЗиЛ-131
Урал-375
КамАЗ