Первая в мире стратегическая
бомбардировка

6 февраля 1916 года русская морская авиация разбомбила турецкую военно-морскую базу Зонгулдак

Россия была родиной
стратегической авиации. Кто не
знает знаменитый четырёхмоторный
бомбардировщик «Илья Муромец»?
Однако осуществить первую бомбардировку стратегического назначения выпало не ему, а
гидросамолётам М-9. И состоялась эта бомбардировка в день рождения создателя этого замечательного самолёта Дмитрия Павловича Григоровича.

Летающая лодка М-5
конструкции Григоровича
Незадолго до начала первой
мировой войны, в 1912 году
талантливый русский конструктор
самолетов Дмитрий Павлович
Григорович приступил к
проектированию и строительству
первых гидросамолетов. Им была
спроектирована, построена в
успешно испытана в полете серия
летающих лодок — M-1, M-2, М-3 и
М-4.
В 1914 году, уже во время первой
мировой войны, была построена и
успешно прошла испытания пятая
лодка Д. П. Григоровича —
двухместная М-5 с мотором «Клерже»
120 л. с. Она превосходила по
своим летным данным аналогичные
образцы зарубежных самолетов
того времени и стала первым
гидросамолетом отечественной
конструкции, принятым на
вооружение в русском флоте.
Вслед
за М-5 Д. П. Григорович в 1915
году заканчивает постройку еще
лучшего гидросамолета-разведчика
М-9, который после успешных
летных испытаний был принят на
вооружение русского флота.
Турецкий порт Зонгулдак был
важным пунктом, через который
снабжалась углом тогдашняя
столица Туруции Константинополь,
ведь из-за слабого развития турецкой железнодорожной сети уголь перевозили только морем. Русские корабли регулярно обстреливали
Зонгулдак
с целью парализовать вывоз угля,
но турки, как ни в чем не
бывало, продолжали возить уголь.
Когда русское командование
убедилось, что обстрелы с моря
никак не могут прекратить вывоз
угля из Зонгулдака, оно решило
провести воздушный налет на этот
порт. Для этого планировалось
использовать авиатранспорты
«Александр I» и «Николай I»,
каждый из которых нес по 7
гидросамолетов. Именно самолеты
должны были нанести удар по
шахтам, которые были укрыты
складками местности от огня
корабельных орудий.
1 февраля
1916 года группа эсминцев,
блокирующая Зонгулдак, сообщила,
что видит в порту большой
пароход. Командир дивизиона
запросил разрешение проникнуть в
порт и уничтожить его, но
начальник 2-й маневренной группы
отказал ему, не желая подвергать
корабли чрезмерному риску. Так
как транспорт «Ирмингард» уже не
раз ускользал от русских
кораблей, командование решило
провести задуманный ранее
воздушный налет на порт.
5
февраля на рассвете из
Севастополя вышли миноносцы
«Поспешный» и «Громкий». Они
должны были в 13.00 сообщить по
радио состояние погоды в районе Если погода окажется
хорошей, в море должна была
выйти 1-я маневренная группа —
линкор «Императрица Мария»,
крейсер «Кагул», миноносцы
«Заветный» и «Завидный» — вместе
с обоими гидроавиатранспортами.
Подойдя на расстояние 20 миль к
Зонгулдаку, гидроавиатранспорты
должны были поднять самолеты.
Маневренная группа в это время
должна была находиться в 20
милях от них. Командир
«Поспешного» сообщил, что у
Зонгулдака «ветер зюйд-ост 1
балл, легкая зыбь, стихает».
Поэтому 5 февраля в 14.00 в море
вышли и остальные корабли. Около
18.00 была получена еще одна
радиограмма от «Поспешного»,
который сообщал, что в гавани
стоит большой транспорт. 6
февраля в 10.20 на расстоянии 15
миль от Зонгулдака начался спуск
на воду гидросамолетов. Они
взлетели в воздух, а корабли
временно отошли немного на
север.

Летающую лодку поднимают лебёдкой на гидроавиатранспорт. |
Из-за поломок моторов до
Зонгулдака сумели долететь лишь
11 машин из 14, остальные три сели
на воду. Все самолеты были
вооружены двумя 50-килограммовыми бомбами и
несколькими более мелкими. Хотя
погода была относительно
неплохой, условия для бомбардировки были крайне тяжелыми. Небо затянули рваные облака, которые затрудняли прицеливание. Сбрасывать бомбы можно было лишь сквозь разрывы в тучах. Попытки самолетов снизиться были слишком опасны, так как турецкие батареи вели огонь шрапнелью. Всего лётчики сбросили 368 кг бомб, одна из которых попала в транспорт «Ирмингард». Транкорт загорелся и вскорезатонул прямо у причала. Другая бомба подожгла парусник.
Один самолёт так и не сумел сбросить бомбы. Весь налет продолжался около часа. В 11.20 гидроавиатранспорты заметили возвращающиеся самолеты и начали поднимать их на борт.
Во время этой операции в 11.16 «Александр I» был атакован германской подводной лодкой UB-7. Корабль уклонился от торпеды, которая ткнулась в поплавок одного из гидросамолетов и затонула. По перископу лодки был открыт огонь
ныряющими снарядами. К 13.30 был поднят на борт последний гидросамолет. Его привел на буксире эсминец «Громкий». После этого русские корабли взяли курс на Севастополь, куда и прибыли
днем 7 февраля.

Гидрокрейсер «ИМПЕРАТОР
АЛЕКСАНДР I», Россия, 1916 г.
Построен в Англии в 1914 году,
переоборудован в гидрокрейсер в
1916 году. Водоизмещение 9240 т,
мощность паровой машины 5100 л.с., скорость хода 15 узлов. Длина наибольшая 117 м, ширина
15,4 м, среднее углубление 6,2 м. Вооружение: 6 120-мм орудий, 2 57-мм пушки, 2 пулемета, 7
гидроаэропланов. С 11 мая 1917 года переименован «Республиканец».
