Aвтомобили Джеймса Бонда



Джордж Сидней Рейли, бывший Соломон Розенблюм (1873–1925).

Макс Отто фон Штирлиц

Яков Григорьевич Блюмкин, возможный прототип молодого
Штирлица
|
Главный персонаж романов британского писателя Яна Флеминга агент внешней
разведки Великобритании Джеймс Бонд относится к числу самых популярных
киногероев последнего 50-летия. Однако мало кто знает, что прототип персонажа,
созданного Яном Флемингом, приходится двоюродным братом прототипу персонажа,
созданного Юлианом Семеновым. Вы, наверное, уже догадались, что речь идёт о
Максе Отто фон Штирлице, носившем в Союзе фамилию Исаев. Именно под таким
псевдонимом работал в Прибалтике небезызвестный соратник Троцкого и Дзержинского
Яков Григорьевич Блюмкин. Взят этот псевдоним был от имени блюмкинского деда,
которого звали Исаем Гершевичем. Природная еврейская смекалка и умение
разбираться в драгоценных камнях, обретенное им во время одесских экспроприаций,
позволили Блюмкину осенью 1921 года быстро раскрутить дело с хищениями в
Гохране. Именно это дело как одно из первых дел будущего Штирлица описывается в
романе Юлиана Семёнова «Бриллианты для диктатуры пролетариата». Настоящего
Блюмкина расстреляли в двадцать девятом за связь с высланным из страны Троцким.
Но есть версия, что расстреляли его лишь понарошку, снова дав возможность
потрудиться на благо Коминтерна разведчиком-нелегалом. Скорее всего, вся история
с расстрелом была придумана именно для того, чтобы объяснить сослуживцам, куда
исчезла столь заметная фигура. Не исключено, что после своего расстрела Блюмкин
действительно нелегально работал в Германии, а после войны оказался где-нибудь в
Испании или в Аргентине.
Самое же интересное состоит в том, что был у Блюмкина двоюродный брат Соломон
Розенблюм. В молодости он связался с одесскими революционерами, и когда на его
след напала охранка, он, инсценировав своё самоубийство, бежал из России. Якобы
утонув в Одессе, Розенблюм вскоре всплыл в Лондоне, женился на Маргарет Рейли,
вдове богатого пастора, которого, как подозревал Скотлэнд Ярд, сам же и отравил.
Затем, взяв фамилию жены и имя Сидней, бывший Соломон Розенблюм поступил в
английскую разведку.
В феврале 1918 года Рейли появился в красной Одессе в составе союзнической
миссии английского полковника Бойля. Там он разыскал повзрослевшего кузена
Якова, и вместе они направились в красный Петроград – Яков собирался поступить в
ЧК, а Рейли собирался убить Ленина. Однако Ленина в Петрограде братья не застали
– правительство советской России, пока они ехали из Одессы, переехало в Москву.
Тут пути братьев и разошлись – Блюмкин поступил в ЧК, а Рейли продолжил свою
шпионскую деятельность, которая закончилась 5 ноября 1925. В тот день сотрудники
ЧК Григорий Федулеев и Юрий Сыроежкин убили его во время прогулки в Сокольниках.
Кстати говоря, радиопозывным Рейли тоже был шифр 007. Такой шифр шпион избрал
себе сам – этот позывной совпадал с номером вертушки главы ВЧК Дзержинского.
Именно Рейли, имя которого вписано золотыми буквами в скрижали британской
разведки, и стал, по признанию Флеминга, главным прототипом Джеймса Бонда. Имя
же Бонду дал американский Орнитолог Джеймс Бонд, книга которого о поведении
птиц, попалась на глаза Флемингу, когда тот обдумывал планы написания «Казино
Рояль».
В 1954 году Бонд впервые появился на экране. Но не на киноэкране, а на экране
телевизора. Он стал героем американского телесериала «Climax», название которого
на русский язык переводится как «Кульминация». Роль Бонда исполнил американский
актёр Барри Нельсон.
На широкий же экран Бонд вышел в исполнении 30-летнего шотландца Томаса Шона
Коннери в 1962 году в фильме «Доктор Нет» (Dr. No). Первым автомобилем, за руль
которого сел агент 007, стал мало кому знакомый сейчас Sunbeam Alpine
Convertible – британский автомобиль, выпускавшийся в 1959–1968 годах и внешне
очень сильно напоминавший своего современника-американца Ford Thunderbird.

Sunbeam Alpine Convertible – первый автомобиль экранного Джеймса Бонда
Этот двухдверный родстер при 2184-миллиметровой колёсной базе имел
3,937-метровую длину и 1549-миллиметровую ширину. 60-мильной скорости в 97 км/ч
он достигал за 13,6 секунды, а его максимальная скорость достигала 160 км/ч.
Стоил автомобиль 1100 тогдашних британских фунтов, что было тогда равно 2772
американским долларам или 3080 рублям образца 1961 года, то есть, стоил он на
869 рублей дороже тогдашнего Москвича-407 и на 2328 рублей дешевле 21-й «Волги».
В нынешних деньгах эти 1100 фунтов равны примерно 42 250 долларам.
В фильме «Из России с любовью» агент 007 уже катался на Бентли, причём
довоенного выпуска. Несмотря на свою довоенность, этот экземпляр Бентли был
снабжён мобильным телефоном – британским аналогом нашего «Алтая».
Эта модель Бентли называлась Bentley 4¼ Litre. Как вы уже поняли, в названии
модели был указан рабочий объём шестицилиндрового двигателя, который при 88,9-мм
диаметре цилиндра и 114,3-мм ходе поршня действительно составлял 4257 куб.см.
Автомобиль этой же марки вновь снялся в очередном фильме о Джеймсе Бонде «Never
Say “Never Again”» в 1983 году. Это было последнее появление Шона Коннери в роли
Бонда на экране.
Но тогда, в 60-х до этого последнего появления было ещё далеко, а следующим
фильмом о Бонде был «Голдфингер». В этой картине дебютировал автомобиль Aston
Martin DB5. Буквы DB были инициалами тогдашнего владельца компании Aston Martin
Дэвида Брауна. Именно он предложил кинокомпании автомобиль этой марки в качестве
продакт плэйсмента, который окупил «Голдфингер» ещё до выхода на экраны. По
первоначальному варианту сценария Джеймс Бонд должен был управлять Aston Martin
DB Mark III – спортивной версией модели DB2. Однако пока фильм дошёл до
съёмочного этапа, на свет уже появилась модель DB5.

Автомобиль, как и Бентли из предыдущего фильма, комплектовался радиотелефоном.
Сиденье, как у лётчиков, имело бронеспинку. Автомобиль имел вращающиеся номерные
знаки, катапультируемое кресло. Кроме того, из подфарников высовывался ствол
пулемёта, а из выхлопной трубы либо могла выставляться дымовая завеса, либо
разбрызгиваться машинное масло, вызывающее скольжение преследователей.
Реальный же автомобиль при 2489-мм колёсной базе имел 4,57-мм длину и
1,68-метровую ширину. DB5 оснащался рядным шестицилиндровым двигателем Tadek
Marek, названный так по имени создавшего его польского конструктора-имигранта.
Двигатель имел 3,995-литровый объём, три карбюратора фирмы Skinners Union и
развивал 282-сильную мощность. Для передачи крутящего момента на задний ведущий
мост служила пятискоростная коробка фирмы ZF.
DB5 разгонялся до сотни за 8 секунд и имел 230-километровую максимальную
скорость.
Посмотрев этот фильм, доставленный в СССР по дипломатическим каналам, тогдашний
председатель КГБ генерал-полковник Владимир Ефимович Семичастный собрал учёных
на совещание и потребовал создания для агентов КГБ точно такого же автомобиля. В
соответствии с этим распоряжением была собрана Волга-догонялка, в передних
крыльевых нишах которой прятались два пулемёта ПКТ, а глушитель был снабжён
дымообразующим устройством. Была воссоздана даже система переворачивания номера.
Единственный экземпляр этого автомобиля был переправлен в наше генконсульство в
Западном Берлине, прослужил там двадцать пять лет и после объединения Германии
был списан и продан частному коллекционеру.
После выхода фильма автомобиль стал настолько ассоциироваться с именем Джеймса
Бонда, что Брауну даже предложили сменить DB на JB. Владелец компании
согласился, но при условии, что теперь не он будет платить за продакт плэйсмент,
а киношники будут платить ему.
Этот же автомобиль использовался и в «Шаровой Молнии» – четвёртом фильме из
кинобондианы. В этом фильме к спецэквипменту автомобиля был добавлен ещё и
водомёт. Однако в следующей картине автомобилем Джеймса Бонда стала Тойота 2000
GT, но об этом мы подробно расскажем в следующий раз.
|
|