5 мая 1975 года
с конвейера Ленинградского производственного объединения «Кировский завод» сошли первые 300-сильные тракторы К-701

В
1961 году для технического перевооружения сельского хозяйства советские
конструкторы по заданию правительства разработали проект первого советского
колёсного трактора 5 тягового класса. При мощности двигателя в 220 л.с., дающей
возможность использовать широкозахватные орудия, К-700 в 2,5-3 раза увеличивал
производительность сельскохозяйственных работ по сравнению с другими тракторами.
Как и многие другие виды техники в СССР в годы «холодной войны», К-700
разрабатывался как продукция двойного назначения: в военное время его
предполагалось использовать как артиллерийский тягач.
Производство новой машины, получившей наименование «Кировец», было организовано
на Кировском заводе в Ленинграде — старейшем тракторостроительном предприятии
СССР.
Первый трактор покинул сборочный цех и вышел на поля страны 13 июля 1962 года.
Массовое производство К-700 было развёрнуто в 1969 году.
В 1975 году Кировский завод начал серийный выпуск тракторов «Кировец» К-700А с
8-цилиндровым двигателем ЯМЗ-238НД3 (235 л.с.) и тракторов «Кировец» К-701 с
12-цилиндровым двигателем ЯМЗ-240БМ2 (300 л.с.). Трактор К-700А и К-701 были
унифицированы и отличались только двигателем, но оба сильно отличались от
первого К-700, это был уже другой трактор. Коренные отличия (не говоря о
дизайне) — на К-700А (К-701) нет рессор (на К-700 есть). Вместо заднего
топливного бака (на К-700) трактор К-700А (К-701) получил два боковых топливных
бака (левый, правый) которые сливаются в единое целое с передними крыльями
трактора. На К-700А (К-701) другие колёса (не унифицированные с колёсами
трактора К-700). Этот трактор был востребован не только в сельском хозяйстве,
его стали применять в других отраслях народного хозяйства СССР. Был разработан
трактор «Кировец» К-703 с реверсивным постом управления. На его базе были
созданы лесоштабелёр ЛТ-163 (после модернизации ЛТ-195), лесотрелёвочная машина
МЛ-56, грейдозер ЛБ-30, фронтальный погрузчик ПФ-1, универсальная дорожная
машина ДМ-15 и другие машины. Также было разработано различное оборудование для
установки на заднюю полураму тракторов «Кировец» К-700А и К-701: погрузочное
П-4, П-4/85, стогометательное и другое. Для выполнения мелиоративных и других
работ на базе трактора «Кировец» был разработан траншеекопатель. Видя большую
востребованность трактора «Кировец» в других отраслях народного хозяйства,
Кировский завод с 1990 года приступил к выпуску различной техники на базе
трактора «Кировец». Это была дорожно-строительная и специальная техника. Для
нужд дорожников и работников других отраслей Кировский завод стал выпускать
фронтальный погрузчик К-702МА-ПК6, универсальный бульдозер К-702МБА-БКУ,
универсальную дорожную машину К-702МВА-УДМ, виброкаток ВК, снегоочиститель СФР,
мобильные сварочные агрегаты на 4 и 8 сварочных постов и другую технику.
1 февраля 2002 года Петербургский тракторный завод прекратил выпуск тракторов «Кировец»
К-700А и К-701.
Вместо них стали выпускаться тракторы «Кировец» К-744, которые стоили
значительно дороже, чем тракторы «Кировец» К-700А и К-701. Руководители завода
объяснили снятие тракторов «Кировец» К-700А и К-701 тем, что данные тракторы
морально устарели, и их кабины не соответствовали нормам безопасности. В связи с
этим возник дефицит на недорогие тракторы типа «Кировец».
Многолетний опыт эксплуатации машины в различных условиях и климатических зонах
показал высокую надёжность работы, простоту и удобство обслуживания,
ремонтопригодность и длительный срок службы.
К сожалению, имелись и недостатки. В условиях крайне значительных неровности
дорожного покрытия было возможно опрокидывание машины. Выступающий вперед
двигатель ухудшал проходимость в экстремальных условиях. Агрономы требовали
машины с меньшим давлением на грунт. Эти недостатки так и не были устранены в
К-744.

В связи с наличием спроса трактора серии К-700 (как оригинальные модели
Кировского завода, так и различные модификации), а также тягачи, бульдозеры,
погрузчики и специальные машины на их базе до настоящего времени выпускаются
различными машиностроительными предприятиями России.
В данный момент ЗАО «Петербургский тракторный завод» серийно производит две
модели сельскохозяйственных тракторов — К-744Р и К-9000.
|
|