24 апреля 1933 года
в Ленинграде на заводе «Красный путиловец» (позднее переименован в Кировский) собраны первые шесть серийных советских лимузинов Л-1 («Ленинград-1»). Именно они стали прообразом ЗИС-101 и других советских «членовозов»

Для
Ленинграда это было событием. До октябрьского переворота в городе, пусть в
небольших количествах, предприятия «Фрезе», «Лесснер», «Пузырев» и «Руссо-Балт»
выпускали автомобили. Но в двадцатые и тридцатые годы – ничего. Сергей Миронович
Киров предложил выпускать легковые автомобили высшего класса в тракторном цехе
завода «Красный путиловец» вместо устаревших колесных тракторов «Фордзон-Путиловец».
Как всегда в те годы, работу нужно было делать срочно. И чтобы выиграть время,
без тени сомнения за образец взяли американский Buick-30-90.
Единственный образец разобрали, все детали обмерили, сделали в авральном порядке
чертежи. Сразу стало ясно, что американский автопром стоит на голову выше
советского. Такие детали и механизмы, как диафрагменный бензонасос,
сервоприводные системы, сдвоенный карбюратор, система автоматической подачи
воздуха, полуавтоматическое сцепление, термостат, дистанционная регулировка
жесткости подвески и многие другие были в диковинку советским инженерам.
24 апреля 1933 года собрали первый образец, а 29 апреля, как раз к майским
праздникам, закончили шестую машину. Все машины из этой первой опытной партии
назывались претенциозно – «Ленинград-1», или просто Л-1.
Для
отечественной, еще слабой автомобильной промышленности эта машина являлась
достижением. Впервые в СССР был изготовлен мотор с восемью цилиндрами в ряд. Он
имел термостат, совершенный карбюратор, верхние подвесные клапаны и развивал
мощность 105 л.с. при рабочем объеме 5600 куб. см. Шасси автомобиля имело
амортизаторы двустороннего действия, вакуумный усилитель в приводе тормозов,
центральную смазку узлов шасси. Комфортабельный кузов типа «лимузин» выглядел
очень красивым, и заводчане преисполнились гордостью, что «утерли нос
американцам». Но судьба машин Л-1 оказалась незавидной. После первой опытной
партии «Красный путиловец» получил заказ на производство танков Т-28. Кроме
того, заводу пришлось заняться выпуском пропашных тракторов «Универсал». Все
работы по легковым автомобилям высшего класса в силу сложившихся обстоятельств
пришлось передать в Москву на ЗИС. В дальнейшем этот завод с 1937 года стал
выпускать представительские лимузины ЗИС-101, в основу конструкции которых была
положена одна из моделей все того же Buick. Шестерка Л-1 эксплуатировалась до
1941 года в родном городе, а в годы блокады ее следы потерялись. |
|