29 мая 1975 года
на Белорусском автозаводе начинается производство БелАЗ-7520 грузоподъемностью в 110 тонн. Самый же крупный самосвал в истории СССР – БелАЗ-75501 грузоподъемностью 280 тонн

Карьерный
самосвал грузоподъемностью 280 тонн значился в планах БелАЗа как один из
объектов новой техники. И не просто модель в общем ряду большегрузных машин, а
принципиально иная конструкция, не имеющая аналогов в ряду ныне известных в мире
карьерных самосвалов. Казалось, ничего особо сложного в решении поставленной
задачи не было: сделать автомобиль побольше размерами, кузов повместительней да
шины более высокой грузоподъемности. Но последнее условие оказалось
неприемлемым, поскольку новую машину - ее назвали БелАЗ-75501 - планировалось
"обуть" в уже выпускаемые промышленностью шины.
Не осваивать же для автомобиля, который станет изготовляться по отдельным
заказам, покрышки, вкладывая немалые средства, в новые пресс-формы.
Между тем выпускаемые шины размером 40,00-57 (применяются на 110-ти и 180-ти
тонных самосвалах) рассчитаны на определенную максимальную нагрузку. И если у
груженого 110-ти тонного БелАЗа-7519 на задние колеса приходится 67% полной
массы, то у 280-ти тонной модели имело смысл загрузить поровну передние и задние
колеса. А если так, то спереди, как и сзади, напрашивались сдвоенные колеса - "спарки".
Но возникала другая проблема: едва ли такая спарка может быть поворотной - она
отнимет большой объем от внутреннего пространства машины.
Развивая дальше цепочку инженерных логических соображений, конструкторы
БелАЗ-75501 пришли к единственно возможному заключению - сделать раму автомобиля
шарнирной, сочлененной. Передняя часть машины с двумя колесами-спарками, силовой
установкой,, кабиной поворачивается относительно вертикального шкворня,
соединяющего две половины рамы. Два гидроцилиндра диаметром 180 миллиметров,
размещенные между ними, поворачивают одну относительно другой на 30o в каждую
сторону. В результате у этого громадного автомобиля длиной более 15 метров
радиус поворота по оси следа переднего колеса равен 16,5 метра (у КрАЗ-260 этот
параметр - 13 метров).
Обычно у больших карьерных самосвалов силовая установка размещается вдоль машины
между передними колесами. На модели "75501" дизель Коломенского
тепловозостроительного завода и тяговый переменного тока генератор находятся
перед колесами автомобиля. На снимке хорошо видно "машинное отделение", куда
ведут две дверцы в передней торцевой стенке самосвала. Над ним - на высоте 4400
миллиметров от грунта - кабина водителя, а справа от нее - блок вспомогательного
оборудования. Поскольку у 280-ти тонника, как и у его "меньших братьев"
БелАЗ-7519 и БелАЗ-7521, электрическая трансмиссия, то было резонно сделать на
машине все колеса ведущими, поскольку как передняя, так и задняя спарка является
мотор-колесами.
В каждом таком колесе встроены тяговый электродвигатель постоянного тока,
двухрядный планетарный редуктор и двухдисковый тормоз диаметром 600 миллиметров.
Нет, ошибки здесь нет. Тяговый генератор - переменного тока, а двигатели -
постоянного. Так экономически выгоднее, а преобразуется ток выпрямителем
диодного типа. Такова логика построения нового советского автомобиля, во многом
не традиционного по конструкции и не имеющего аналогов в мировой практике. Это
самый крупный в мире одиночный самосвал. И он не просто уникальный образец, а
рабочая машина, которая уже приобретена трестом "ЯкуталМАЗ" и будет работать в
Нерюнгри. Там хорошо известны иностранные карьерные самосвалы "Комацу" и "Юнит
Риг".

Наш БелАЗ-75501 превосходит их. Кстати, японская фирма внимательно следит за
успехами БелАЗа и в качестве признания больших возможностей соперников (назовем
их так) поставила для советского 280-ти тонника телеметрическую систему (две
размещенные сзади телекамеры и дисплей перед водителем) как заменитель зеркал
заднего вида, а также систему постоянного контроля нагрузки. Для точного
определения количества перевезенной за смену руды и страховки от перегрузки она
постоянно при помощи табло информирует водителя о том, сколько тонн у него в
кузове и сколько тонно-километров (с учетом длины плеча ездки) машина сделала за
смену. Советский карьерный самосвал оснащен совершенной гидропневматической
подвеской всех колес. |
|