КрАЗ из фильма «Мимино»

Конструктор ЯАЗов КрАЗов Виктор Васильевич Оскпчугов
 Фрунзик Мкртчан в роли Хачикяна. |
Фильм «Мимино»
показывают по телевидению едва ли не чаще, чем «Иронию Судьбы». Если
последнюю демонстрируют каждый год в новогоднюю ночь, то «Мимино»
могут крутить и весной, и осенью, и даже конфликт российского
руководства с Вахтангом Кикабидзе, вызванный русско-грузинской
войной 2008 года, не особо првлиял на частоту ретроспективных
показов, тем более что фильм состоял не из одного Кикабидзе. Помимо
сыгранного им Валико Мизандари, в фильме фигурирует ещё один отнюдь
не второстепенный персонаж Рубен Вартанович Хачикян, сыгранный
незабываемым Фрунзиком Мушеговичем Мкрчаном.
Рубик Хачикян – простой армянский шофёр. Он приехал в Москву
получать новый самосвал. Было бы логичным, конечно, чтобы он получил
в Москве на заводе Лихачёва ЗиЛ-130, но сценарист и режиссёр решили,
что будет солиднее посадить Хачикяна на КраАЗ, который, вообще-то
получать следовало не в Москве, а в украинском городе Кременчуге,
поскольку этот автомобиль выпускался именно там.
Через несколько месяцев после окончания Великой Отечественной войны,
31 августа 1945 года, Народный комиссариат путей сообщения СССР
издал приказ о строительстве в Кременчуге механического и мостового
заводов - страна стояла в руинах, и нужно было восстанавливать
путевой хозяйство. В течение следующих восьми лет на мостовом заводе
было изготовлено около 600 мостов общей длиной около 27 км,
установленных на реках Днепр, Москва, Днестр, Волга и Западная
Двина. Однако мосты быстро восстановили, и оборудование стало
простаивать. Тогда завод перепрофилировали под изготовление
кукурузоуборочнх комбайнов – на дворе уже стояли хрущёвские времена,
и начиналась эра повсеместного внедрения кукурузы. Но провыпускав в
течение всего лишь двух лет комбайны «КУ-2А»,
завод пережил очередное перепрофилирование.
Всем известно, что Хрущёв очень любил Украину. Любовь эта выразилась не только в
передаче ей Крыма, но и в строительстве на её территории новых заводов или
перепрофилировании старых под автомобильное производство. Так, во Львове был
построен завод по выпуску автобусов ЛАЗ, в Запорожье комбайновый завод Коммунар
перепрофилировали под производство горбатых Запорожцев, которые первоначально
предполагалось выпускать на АЗЛК, а в Кременчуге решили выпускать ярославские
самосвалы, закрыв при этом выпускающий их ЯАЗ в Ярославле, оставив там лишь
двигательное производство.
Первым КрАЗом стал автомобиль КрАЗ-222, получивший собственное имя «Днiпро»,
которое, впрочем, не прижилось. Это был самосвальный вариант базовой модели
ЯАЗ-214. Последний стал первым в СССР тяжелым трехосным
грузовым автомобилем высокой проходимости с дизельным двигателем.
ЯАЗ-214 был создан в 1951 году под руководством главного
конструктора Виктора Васильевича Осепчугова. Автомобиль получил раму, сваренную
из прокатных швеллеров. Раздаточная коробка, и задняя тележка с межосевым
дифференциалом были позаимствованы у ЯАЗ-210 – трёхосного варианта первого
советского дизельного грузовика ЯАЗ-200.

Бортовой
ЯАЗ-214

ЯАЗ-214 – даймонд
Своим внешним обликом ЯАЗ-214 очень напоминал американский
буксировщик танков Diamond T. Некоторое количество таких автомобилей – 295
штук – было поставлено к нам по ленд-лизу в годы Великой Отечественной. В СССР
тягачи Diamond T с шестицилиндровыми 14,67-литровыми 185-сильными дизельными
моторами «Геркулес» использовались не только в армии, но и в народном хозяйстве.
Зимой 1945/46-го года они появились на северных и восточных трактах Сибири, но
будучи созданными для условий мягкого климата, они испытывали проблемы в
условиях холодной сибирской зимы: не имеющий подогревателя дизель с трудом
запускался на морозе, а загустевшее топливо переставало прокачиваться через
тонкие трубки топливной системы. Да и после прекращения поставок американских
запчастей и без того небольшое число столь нужных стране мощных грузовиков быстро сокращалось. Поэтому-то в начале 50-х Осепчугову с его подчинёнными и
заказали советский аналог американского Даймонда. Кстати говоря, даймондами, а
иногда и просто даймонами ещё до середины 70-х годов у нас называли все
грузовики с длинномерными грузовыми платформами, считая, вероятно, что так и
называется такой тип грузовой платформы.

Танковый тягач Diamond T
ЯАЗ-214 и его модификации оснащались рядным шестицилиндровым
двухтактным дизелем ЯАЗ-206Б, который при 108-миллиметровом диаметре цилиндра и
127-миллиметровом ходе поршня имел 6,981-литровый рабочий объём и развивал
165-сильную мощность при 2000 оборотах в минуту.
Первые два самосвала КрАЗ-222 были собраны из привозных узлов и деталей и 10
апреля 1959 года приняли участие в ленинском субботнике. Уже в начале октября
1959 года кременчугские самосвалы приняли массовое участие в перекрытии русла
Днепра при сооружении Кременчугской ГЭС, а вскоре, в декабре того же года, к
самосвалам прибавился и базовый КрАЗ-214, переименованный из 214-го ЯАЗа.
Однако уже тогда КрАЗу-214 готовилась замена, и во втором квартале 1961 года на
заводе была собрана первая партия усовершенствованных самосвалов
КрАЗ-256.
Помимо него выпускались также седельный тягач КрАЗ-258 и «даймонд» КрАЗ-257, но
в фильме «Мимино» снялся именно КрАЗ-256.

Хачикян и его КрАЗ.
Главным отличием от предшественника был двигатель – на этот раз автомобиль
оснастили не дыухтактным, а четырёхтактным дизелем. В 1959 году на XXI съезде
КПСС ярославским моторостроителям было дано предписание разработать более экономичный по сравнению с двухтактником силовой агрегат, и уже через год появилось семейство дизелей из шестицилиндрового ЯМЗ-236, двеннадцатицилиндровогго ЯМЗ-240 и восьмицилиндрового ЯМЗ-238. Именно он-то и был установлен на КрАЗ-256 и его модификации. При 130-мм диаметре цилиндра и 140-мм ходе поршня этот двигатель имел 14,866-литровый рабочий объём. Мощность составила 235 л. с. при 1700 оборотах в минуту.  Полностью перейти на серийный выпуск 256-х заводу удалось лишь в 1966 году. Зато успех новой модели не заставил себя ждать. Если модификации прежней модели экспортировались в 26 стран, то число стран-получателей КрАЗ-256 тут же превысило 40, а к 1978 году достигло 55. В 1979 году импортер советских автомобилей в Великобритании UMO PLANT заказал партию праворульных самосвалов КрАЗов для работы в британских песчаных карьерах. Для южных стран, изготавливались машины в специальном тропическом исполнении, для стран с арктическим климатом КрАЗы делались с двойными стеклами кабины, пусковым подогревателем двигателя и комплектовались морозостойкой резиной. Тогда же, в семьдесят девятом, начали выпускать и КрАЗ-250 с новой, более современной кабиной, но его производство шло параллельно с производством старой модели. осле развала СССР в производстве КрАЗов наступил кризис. Завод кое-как держался ещё два года, но, в конце концов, было решено, что с окончанием 1993 года закончится и производство КрАЗов. Последняя машина вышла из заводских ворот 29 декабря 1993 года – в этот самый день умер Фрунзик Мкртчан. В те времена Армения из-за карабахской войны находилась в блокаде. Не было ни газа, ни топлива для электростанций. Вдобавок тогдашние радикальные реформаторы ещё и закрыли АЭС. Ночью Ереван погружался во тьму и холод, а из каждой форточки торчали трубы буржуек. В тот вечер Фрунзик Мушегович, как всегда, затопил такую же печь, но ночь оказалась необыкновенно холодной, и тепла, запасённого протопленной на ночь буржуйкой, на всю ночь не хватило, и всеми любимый великий артист просто-напросто насмерть замёрз этой ночью.
| |