Мордва


крупнейший финно-угорский народ России

Мордва – самое значительное из восточнофинских племён,
насчитывающее до 800 тысяч душ обоего пола и живущее в Мордовии, а также
Нижегородской, Пензенской, Тамбовской, Ульяновской, Казанской, Самарской,
Уфимской, Оренбургской и Саратовской областях РФ, в Казахстане и на Украине.
Мордва разделена на два народа – эрзя и мокша.
Эрзяне в свою очередь делятся на шокшан и терюхан. Каждый из двух мордовских
субэтносов имеют собственный язык: мокшане – мокшанский, эрзяне – эрзянский,
оба они относятся к финно-волжской группе уральской семьи языков и имеют статус
литературных. Правда, терюхане почти совершенно забыли свой язык. Они поют песни
по-русски, и былины свои сказывают на русском языке.
Принято считать, что такого явления как мордовский национализм не существует.
Большинство эрзян, особенно городских, от русских ничем не отличаются, и на
улицах Саранска, Ковылкино и прочих Рузаевок невозможно встретить своры
бритоголовых с нацистскими цацками, горланящих лозунги типа «Русские, убирайтесь
вон» и «Мордовия для мордвы». Однако уже четверть века в Мордовии существует
группа «Эрзянь Мастор», имеющая программной целью ни больше ни меньше как
возрождение эрзянского царства от Одера до Енисея.
В большей степени Мордва являtтся представителем европеоидной
расы. В то же время антропологический облик мордвы сильно дифференцирован у
различных групп. Среди части мордвы-мокши распространён субуральский тип,
характеризующийся относительной длинноголовостью и довольно высоким лицом в
пределах уральской расы. Для большей части мордвы-эрзи характерен сурский тип
атланто-балтийской расы. Изначально вся мордва имела гаплогруппу N1c. Однако, смешиваясь с русскими,
почти половина эрзян – 45,7 % – и более четверти мокшан – 26,5% – стали носителями гаплогруппы R1a1.
Предками современной мордвы и родственных ей народов были представители
Волосовской культуры. Культура эта возникла в III тысячелетии до н.э. Волосовцы
были представителями той части будущих финно-угров, которые сначала пришли в Прибалтику и, смешавшись, там с местными балтийскими племенами, стали предками
эстонцев. ливов, веспов, водцев и прочих ныне существующих или уже несуществующих прибалтийско-финских народов. Затем, часть этих племён по
какой-то причине двинулась на юго-восток и пришли в на Русскую равнину и в
Поволжье. Древнейшие сведения о мордве встречаются ещё у Геродота. Великий греческий историк V века до н. э. упоминает её под названием андрофагов, то есть, людоедов. «Среди всех
племен самые дикие нравы у андрофагов. Они не знают ни судов, ни законов и
являются кочевниками. Одежду носят подобную скифской, но язык у них особый», –
писал о них Геродот. При этом Геродот просто перелицевал на греческий язык
персидское название мордвы мардхвар, состоящее из корней «мард»
– человек и «хвар» – пожирать. Такое пищевое поведение древней мордвы вполне
объяснимо: эпоха была жуткая, просто жутчайшая. Настроение было гнусное.
Атмосфера была мерзопакостная.
Ещё задолго до Геродота Мордва или её предки, обитавшие на
границе степной и лесной полосы, испытали значительное культурное влияние живших
по соседству с ней представителей фатьяновской культуры, а потом и андроновцев, о чём свидетелствуют многочисленные древние заимствования в мордовские языки таких
слов, как числительные «семь», «сто» и «тысяча», названия домашних животных и
сельскохозяйственной утвари.
В VI – V вв. до н. э. мордовские племена были вытеснены скифами с большей части
территории Подонья. Часть их перешла на Оку, другая – на территорию Саратовского
Поволжья, откуда их впоследствии вытеснили сарматы.
Столкновения с мордвой начались у русских с 1103 г., когда в летопись занесено
известие о нападении муромского князя Ярослава Святославича на мордву: «бися
Ярослав с Мордвою месяца марта в четвертый день и побежден бысть Ярослав». Во
время войн Андрея Боголюбского с болгарами, Мордва, жившая
тогда у устья Оки и далее по берегам Волги, без сомнения, подвергалась
нападениям русских дружин.
В XIII веке после основания Нижнего Новгорода русские стали одолевать «поганскую
мордву». К 1226 году относятся походы русских князей на буртасов, союз аланов и
мокшан. В 1226 – 1232 годах Юрий Всеволодович провёл ряд удачных походов в земли
буртасов. В 1237 – 1239 годах эрзянская земля была полностью разорена Батыем.
Татарское нашествие значительно ослабило эрзянские земли и подчинило их
татарским мурзам, мокшанское царство стало вассалом Золотой Орды. В начале 1241
года войско Пуреша участвует во взятии Люблина и Завихоста в качестве авангарда
монгольской армии, но во время осады крепости Сандомир в феврале и Кракова в
марте 1241 мокшане терпят значительные потери.
В отличие от мокши, признавшей в 1237 году зависимость от Золотой Орды, эрзяне
отступают на север в леса и оказывают монгольским войскам сопротивление. После
переноса суздальской столицы в середине XIV века в Нижний Новгород эрзя попала
под власть Нижегородско-Суздальского великого княжества и некоторая часть её
приняла христианство, а другая часть отступила дальше на восток, проникнув в
XVII веке в Заволжье и Южное Приуралье, где столкнулась с ногайцами и калмыками.
В 1377 году эрзяне помогли ордынскому царевичу Арапше – Араб-шаху неожиданно
напасть на реке Пьяне на нижегородцев и войска московского князя Дмитрия
Ивановича, тем самым способствовав их разгрому и разорению татарами Нижнего
Новгорода. Вслед за этим эрзяне предприняли грабительский набег на окрестности
Нижнего Новгорода, но на пути домой были разбиты городецким князем Борисом
Константиновичем. Зимой 1377/1378 годов Борис с суздальской и московской помощью
предпринял удачный ответный поход в земли мордвы.
Русская колонизация и подчинение эрзян нижегородским, рязанским и московским
князьям шли постепенно, начиная с конца XIV века. В походе Ивана Грозного против
Казани участвовал темниковский князь Еникеев с подвластными ему мокшанами и
мещёрой. После завоевания Казани мокшанские, а позднее эрзянские знатные роды
присягнули на верность Московскому царю, и Мордовия вошла в состав Московского
царства Для неё это было долгожданным спасением от опустошительных набегов
кочевых племен. С целью обороны степных границ Московское государство начало
строить засечные черты и укрепленные города. Под влиянием экономически и
культурно более развитого русского народа ускорился процесс перехода мордвы к
более прогрессивным формам производства, были восприняты от русских некоторые
элементы материальной и духовной культуры, расширилось проникновение в
мордовскую среду русского языка, что способствовало укреплению экономических
связей с соседним русским населением-
Мордва не поднималась против русских, её крещение и обрусение
шли с успехом. Для большего успеха мордовские села стали раздавать монастырям, в
той надежде, что духовные власти еще ревностнее позаботятся об её крещении, чем
служилые люди. Окрестившимся давали важные льготы от податей. Новообращённые
часто не понимали новой религии, а ревностные язычники срывали с себя кресты и
уничтожали иконы; тогда против них отправлялись войска, и виновные жестоко
наказывались, в частности приговаривались за святотатство к сожжению.
Уже в первой половине XVII века мокшане и эрзяне переселяются за Волгу, а в
XVIII веке широко расселяются по Самарской, Уфимской и Оренбургской губерниям.
Создание Саратовско-Оренбургско-Челябинской линии крепостей сделало возможным
дальнейшее продвижение эрзян на Урале. Многие эрзянские поселения на Урале
появились после проникновения сюда русского населения. Оставшиеся на прежних
местах всё более и более обрусевали.
К началу XVIII столетия высшую прослойку в мордовском обществе составляли мурзы
и тарханы, приравненные в правах к русским служилым людям. Они владели обширными
поместьями и крестьянами и не платили податей. Мурзы назначались в походы, несли
станичную и сторожевую службу. Впоследствии многие из них крестились, закрепили
за собой вотчины и вошли в состав русского дворянства. В дальнейшем большая
часть местного служилого дворянства измельчала и обеднела.
После первой ревизии – 1724 г. мордовское население было причислено к
государственным крестьянам и уравнено в правах с русским тягловым крестьянством.
Оно должно было давать рекрутов, посылать артели на постройку Петербурга, на
строительство флота и другие работы, уплачивать в казну ямские деньги, нести
обязанности ямской службы и т.п. Мордовское население, жившее на землях
дворцовых вотчин, с образованием уделов – 1797 г. стало числиться крестьянами
удельного ведомства. Некоторая часть мордвы была приписана к винокуренным,
поташным и красильным заводам для выполнения в определенный срок заводских
работ, которые засчитывались за подати. Часть местного населения стала
монастырскими крестьянами. Наконец, значительную группу среди мордвы составляли
крепостные барские крестьяне; по данным десятой ревизии – 1858 г., их
насчитывалось до 20%.
К середине XIX в. Мордва считалась христианизированной. Однако
длительное время, еще продолжали сохраняться дохристианские верования. Часто
церковные и языческие обряды сосуществовали, тесно переплетаясь между собой.
Многочисленные древние мордовские божества, олицетворявшие силы природы,
считались преимущественно женскими существами, как, например, мать леса –
Виръ-ава, мать воды – Ведъ-ава, мать ветра – Варма-ава, мать огня – Тол-ава и
др. По всей вероятности, эти представления возникли у мордвы еще в ту отдаленную
эпоху, когда в хозяйстве и общественной жизни ведущая роль принадлежала женщине.
Поэтому даже домовой, называемый Куд-ава – мать дома – был женщиной.

Луговые моления мордовских язычников Накануне Великой Октябрьской социалистической революции почти
37% крестьянских хозяйств Мордовии были безлошадными, более 20% – бескоровными
и около 18% всех крестьян совсем не имели посевов или засевали меньше одной
десятины.
Советский строй коренным образом изменил жизнь мордовских крестьян. В первые же
дни после Октябрьской революции крестьянство Мордовии получило дополнительно
около 800 тыс. десятин лучших земель, которыми ранее владели правящие классы и
кулаки. Трудящимся крестьянам на льготных условиях отпускались кредиты на
приобретение скота и инвентаря, выдавались семена для посева.
В июле 1928 года на заседании Совета народных комиссаров по вопросу создания
Эрзяно-Мокшанского округа Н. Г. Сурдин предложил назвать округ Мордовским, на
основании того, что названия народов «мокша» и «эрзя» не на слуху, а «Мордва»
известно всем русскоговорящим. 16 июля 1928 года Всероссийский ЦИК и Совет
Народных Комиссаров приняли решение о создании Мордовского округа в составе
Средне-Волжской области.
Широкое расселение мордвы за пределами основной этнической территории,
межнациональные браки привели к тому, что численность мордвы стала сокращаться
еще в советское время, это процесс показала уже перепись 1959 года. Дело в том,
то потомки смешанных браков предпочитают записывать себя русскими.
Костюм мордвы самобытен и красочен. При значительном сходстве выделаются
мокшанский и эрзянский комплексы одежды, внутри которых существуют свои
различия. В состав женской одежды входила рубаха, которую носили с поясом, а у
эрзи со сложным набедренным украшением – пулай, пулагай, пулакш, который девушка
надевала в первый раз в день совершеннолетия. На вороте находилось специальное
украшение-застежка – сюлгам, сюлгамо. Обильны были другие украшения – сложные
нагрудники из бисера, шерстяных кисточек, монет, бусы, серьги, браслеты, кольца.
Эрзянки носили высокие головные уборы с длинной, спускавшейся на спину
украшенной лопастью из холста, мокшанки – двурогие головные уборы и
тюрбанообразные повязки. Женщины носили остроносые кожаные сапожки со сборками,
украшенные красным сафьяном, повседневной обувью были лапти. Мокшанки носили
вязаные наколенники.
Поселения мордвы разнообразны. Уже в русских летописях говорится о селах,
погостах, зимницах и твердях – городищах-убежищах, с конца 13-начала 14 в.
появляются города. Для северных районов проживания мордвы был характерен
гнездовой тип расселения, при котором деревни располагались группами. Планировка
поселений была разнообразна – беспорядочная, круговая, рядовая, радиальная и
уличная. Различны были размеры поселений – от 150-300 дворов в лесной зоне и до
1000 дворов в южных степных районах. Постройки в основном были срубной
конструкции, предпочтение при строительстве отдавалось сосне. Основным
кровельным материалом на юге была солома, в северных районах использовался тёс.

Эрзянская изба
Жилище мордвы было либо двухраздельным - жилая часть и сени, либо трехраздельным,
когда эти два помещения дополнялись горницей. Планировка жилой части была в основном среднерусского типа: печь располагалась у двери в одном из углов,
устьем была обращена к окнам передней стены, по диагонали от печи располагался передний угол. Вдоль стен набивались широкие лавки, лавка сбоку от входной двери завершалась вертикальной доской с верхом, вырезанным в виде конской головы. У мокши в простенке между печью и задней стеной устраивался широкий дощатый настил. Под потолком делали полати для спанья, рядом с печью стоял шкаф-ларь для посуды, на стене у печи подвешивалась для хранения ложек ложкарница, сделанная из прутьев, лыка, бересты или дерева. Для мокши был характерен открытый двор, для эрзи – закрытый, иногда двухэтажный. В состав жилищно-хозяйственного
комплекса входили сараи, хлев, конюшня, баня с печью-каменкой и другие постройки, а также полуземлянка из двух помещений, в которой хранили особо
ценное имущество, в частности зерно и одежду, летом здесь спали. На улице напротив дома ставился виход – погреб с наземной надстройкой.
Орудия обработки земли были очень сходны с русскими. Пахали сохой – сока с
перекладной полицей и широко расставленными перовыми сошниками. Глубина вспашки
была небольшая, всего 4 – 5 см. У мордовского населения Казанской губернии был
распространен татарский сабан. В Самарской губ. и на луговой стороне Саратовской
губ. в конце XIX в. соху вытеснил плуг украинского образца. Сеяли чаще всего
вручную.
 Мордовская соха
Боронили деревянной бороной – инзама, связанной из сучьев, с деревянными
зубьями, а с конца XIX в. – рамной бороной с железными зубьями. Жали рожь
серпом – тарваз с зазубренным краем, который ничем не отличался от русского.
Молотили различными способами. Наиболее распространенным орудием молотьбы
оставался цеп – тяляма у мокшан, пивсэма у эрзян.
Важное значение в хозяйстве имела конопля, называемая по-эрзянски кансть, а
по-мокшански – каньф. Обраоботка шерсти – преимущественно овечьей; и волокон
конопли и льна у мордвы производилась теми же способами, что и у других народов
Восточной Европы. Орудия прядения и ткачества не отличались по своему типу от
применявшихся соседним русским населением. Наиболее распространено было прядение
с помощью веретена – кштирь по-мокшански, штере – по-эрзянски и прялки – пакаръ
– по-эрзянски, лапа по-мокшански. У мордвы-эрзи преобладали прялки
лопатообразной формы с донцем, у мокши – палкообразной формы без донца
Скотоводство было дополнительным занятием к земледелию. Крестьяне держали коров,
овец и птицу: кур и гусей. Рабочим скотом была лошадь. Способы пастьбы скота и
ухода за ним у мордвы были такие же, как у соседних русских крестьян.

Москва глазами китайцев
Английские морпехи примёрзли к памперсам и
отказались от участия в учениях
Норвежские дети перенимают русский язык
Чтобы избавиться от гастарбайтеров, надо возродить ЛТП
Норвегию насилуют мусульмане Если
русские танки пойдут на Киев, они остановятся только в Лиссабоне
Зверства японцев на нашем Дальнем Востоке
Голландцы о русских
Англичане о русских
Америка заменила веру
в Бога поклонением деньгам и евреям
Японцы произошли от чукчей
Наш Дальний Восток на китайских картах
Интересные факты о русских с точки зрения китайцев
Китайцы о Путине 中國有關普京
Японцы требуют уже и Сахалин
Американцы о русских
Американцы о русской армии
Китайцы о русской армии
Евреи в Вермахте
Евреи-полицаи
Мигранты из Средней Азии – угроза нашим детям
Детей в Китае не жалеют
Северные корейцы не знают, что такое гомосексуализм
Китайцы разбирают казнимых на органы
Во что верят китайцы
Лагман
Плов
Манты
Сырники
|